Бред про бренд. Раскрываем 8 мифов об известных компаниях
Миф: YouTube придумали на званом ужине
По легенде основатели YouTube Чад Херли, Стив Чен и Джавед Карим однажды были на званом ужине и обсуждали способ, как быстро загружать и обмениваться видео. Предположительно, это был момент, когда все трое решили создать сервис, который в итоге произведёт революцию в обмене видео в интернете.
Правда:
Джавад Карим позже сказал, что даже не был на той вечеринке. А Чад Херли заметил, что история была придумана в маркетинговых целях как наиболее «удобоваримая».
Все основатели сервиса были бывшими сотрудниками PayPal и в 2005 году основали компанию с первоначальными венчурными инвестициями в размере $11,5 млн. Примерно через год сайт обмена видео продали Google за $1,65 млрд.
Миф: eBay создали, чтобы продать дозаторы для конфет
В 1995 году Пьер Омидьяр основал сайт интернет-торгов и превратил его в многомиллиардный сервис, с помощью которого проходят аукционы в 30 странах. Один из мифов, окружающих стартап, говорит: Омидьяр запустил онлайн-рынок, чтобы помочь невесте найти и продать дозаторы Pez.
Правда:
Историю придумал менеджер по связям с общественностью в 1997 году, чтобы вызвать интерес у СМИ. Тем не менее миф сработал и в 1997 году на сайте провели более 2 млн аукционов по сравнению с 250 000, которые проходили за год до этого.
Миф: Netflix создали из-за штрафа за видеокассету
По легенде однажды Рид Хастингс, один из основателей Netflix, потерял видеокассету с фильмом «Аполлон-13», взятую в прокате, и заплатил за это штраф в $40. После этого он решил создать компанию, где каждый может когда угодно смотреть что угодно.
Правда:
На самом деле Рид Хастингс и его друг Марк Рэндольф отправились в 1997 году в Санта-Крус (штат Калифорния) с задумкой стать Amazon в сфере электронной коммерции. Они занялись продажей и прокатом DVD-дисков с доставкой их по почте. Так родился Netflix.
А легенда о штрафе, по словам Рэндольфа, была удобной выдумкой, чтобы показать различие между их компанией и Blockbuster (сервисом проката дисков) — основным конкурентом на тот момент.
Миф: логотип Apple создан в память об Аллане Тьюринге — кумире Джобса и Возняка
По одной из версий, знаменитое яблоко на логотипе Apple [размещено] (https://edition.cnn.com/2011/10/06/opinion/apple-logo/) в честь Аллана Тьюринга — учёного, который считается родоначальником разработки современных компьютеров. Кроме того, математик задумывался о возможностях создания искусственного интеллекта. Ученый имел нетрадиционную ориентацию и не выдержал гонений вкупе с химической кастрацией,. Он умер, откусив яблоко, начинённое цианидом.
Правда:
По словам Стива Джобса, на самом деле изначально логотип [представлял] (https://thelogocreative.medium.com/apple-logo-evolution-it-all-started-with-a-fruit-e976427f5292) собой изображение Исаака Ньютона, сидящего под яблоней. В процессе трансформаций Ньютона убрали, а яблоко оставили, так как мелкие детали сложно рассмотреть. Потом был добавлен след укуса, чтобы не перепутать с вишней.
Миф: Марк Цукерберг украл идею Facebook
Основатели компании Harvard Connection в 2009 году [подали] (https://www.computerworld.com/article/2530833/facebook--connectu-reportedly-reach--65-million-settlement.html) на него в суд за присвоение идеи о социальной сети. Задолго до появления Facebook Марка Цукерберга наняли однокурсники из Гарварда, чтоб разработать для них сайт для общения. И он якобы плохо выполнил свою работу, чтобы впоследствии использовать идею в своих целях.
Правда:
По словам Цукерберга, при создании Facebook он просто вдохновлялся предыдущим разработанным им сайтом под названием Facemash. Идея ресурса [заключалась] (https://www.independent.co.uk/life-style/gadgets-and-tech/facebook-when-started-how-mark-zuckerberg-history-harvard-eduardo-saverin-a8505151.html) в том, чтобы студенты Гарвардского университета смотрели и оценивали фотографии друг друга. Цукерберг оценил реакцию людей на сайт и решил создать что-то подобное. И попутно вдохновился еще несколькими проектами, над которыми работал.
Миф: Apple украла идею графического пользовательского интерфейса у Xerox
По легенде однажды Стив Джобс попал на экскурсию в Исследовательский центр Пало-Альто, основанный компанией Xerox. А там он увидел и украл идею графического интерфейса в прототипе персонального компьютера Xerox Alto, созданного сотрудниками центра. Кстати, на экскурсии присутствовал Билл Гейтс, который тоже почерпнул много полезной информации для будущих разработок.
Правда:
Стив Джобс действительно побывал на экскурсии в ПАРС, и, по его словам, графический интерфейс был самым прекрасным, что он [видел] (https://medium.com/bc-digest/the-xerox-thieves-steve-jobs-bill-gates-6e1b36fc1ec4) в своей жизни. Он сразу понял, что эта технология активно будет применяться в будущем. И предложил владельцам Xerox в обмен на доступ к прототипам, которым они не нашли применения, акции Apple на сумму номиналом $1 млн.
Миф: «Росатом» — это прежде всего производство атомных бомб и эксплуатация атомных электростанций
Правда:
Атомная отрасль в России действительно создавалась для разработки атомной бомбы, чтобы достичь паритета с США. Но научный руководитель советского атомного проекта, выдающийся учёный Игорь Курчатов с самого начала выступал за то, чтобы мощный источник энергии использовался в мирном русле.
Первая советская атомная бомба была испытана в августе 1949 года. А первая в мире атомная электростанция — Обнинская АЭС — начала работать в июне 1954 года. С тех пор мирное применение ядерных технологий и в России, и в мире только расширялось.
Генерация электроэнергии на АЭС в России приносит существенную часть дохода «Росатому». Но есть и другие направления: проектирование и обслуживание АЭС за рубежом, поставка на них ядерного топлива. Стратегическими признаны десять новых направлений: ветроэнергетика, производство накопителей энергии, развитие аддитивных технологий и производство композитных материалов и другие.
Миф: «Лабораторию» контролируют правоохранительные органы, или компания передаёт им все данные.
Правда:
Компания действительно сотрудничает с правоохранительными организациями, но исключительно в рамках расследований киберпреступлений. Один из ярких примеров такого взаимодействия — совместное расследование деятельности хакерской группы Carbanak, которая похищала деньги из банков по всему миру. Другой пример: благодаря сотрудничеству «Лаборатории Касперского» и полиции Нидерландов задержаны подозреваемые в организации атак с использованием программы-вымогателя CoinVault.
Компании удаётся сотрудничать с правоохранителями многих стран и службами безопасности многих организаций. Так, в 2021 году Интерпол присоединился к Коалиции по борьбе со сталкерским ПО, соучредителем которой выступает «Лаборатория Касперского». Международная организация уголовной полиции будет повышать осведомлённость об этой угрозе среди сотрудников местных правоохранительных органов в 194 странах.
Красивые (и не очень) мифы о создании брендов, конечно, играют огромную роль в формировании образа компании. Однако их появление в прессе приводит к тому, что начинающие предприниматели могут обесценить годы труда, которые привели к созданию популярного продукта.
Коллаж: «Секрет фирмы», depositphotos.com