Мэддисон, Хованский, Дудь. Как блогеры русский YouTube с колен поднимали
Из грязи в YouTube-князиКаким мог бы стать российский сегмент YouTube, если бы Мэддисон в своё время устроился на «нормальную работу», а Дудя не уволили с «Матч ТВ»? Во многом именно эти люди сделали медиаплощадку такой, какой она есть сегодня: с гигантским выбором разнообразного контента и качественным продакшеном. «Секрет фирмы» в проекте «Суверенный ru.net» вспомнил, как зарождался русский видеоблогинг, беспощадный и постироничный.
Илья Давыдов aka Мэддисон
«Блуждая по просторам интернета, я тут наткнулся на одну забавную вещь. Оказалось, что наша советская компания Nikita выпустила MMORPG "Дом-3"» — так начинался первый ролик будущего короля Рунета Ильи Давыдова, залитый на RuTube в 2008 году. Обычный российский парень на протяжении 12 минут проходил трешовую российскую игру и саркастически комментировал каждый свой шаг. Например, выбор имени персонажа Вазелин он объяснил тем, что так герою будет легче жить в ужасающем постапокалиптическом мире «Дома-3».
Ролик неожиданно для Ильи разошёлся по соцсетям. Люди оценили нестандартный юмор москвича, его нарочито небрежное повествование и обилие нецензурной лексики, поэтому зрители стали требовать продолжения. Илья воспользовался ситуацией, ведь на тот момент ему совершенно нечем было заняться. Его исключили из РГСУ за постоянные прогулы, да и работы не было.
Через пару недель Давыдов выпустил ещё несколько обзоров, в которых прошёлся по играм «Ранетки» и «Месть боксёра» — последний обзор принёс ему всероссийскую известность. Молодые пользователи Сети начали скидывать обзоры Мэддисона друг другу на стены во «ВКонтакте». Появились и толпы подражателей, но добиться того же успеха никто из них не смог.
Давыдова считают первым обзорщиком в российском сегменте интернета. До него RuTube и YouTube были завалены роликами с котятами, а блогеров как явления не существовало. Поэтому возможно, что именно благодаря Мэддисону на YouTube сегодня можно найти обзоры вообще всего: начиная от влажных салфеток и заканчивая навозом. Но россиянин никогда не скрывал, что на создание первых видео его вдохновил американец Джеймс Рольф под псевдонимом Angry Video Game Nerd (AVGN) — тот тоже критиковал низкосортные игры.
«Все идеи, как и в телевидении, практически смаханы с Запада. Лично я процентов, наверное, 70 идей позаимствовал у AVGN», — честно признался Давыдов журналистам «Эха Москвы». Сделать это позволяло хорошее знание английского: по слухам, его мать работала преподавательницей иностранного языка. Правда, про 70% Мэддисон явно преувеличил. Он действительно подрезал формат у американца, но в итоге выдал абсолютно самобытный контент с собственными шутками и особенной манерой повествования.
я выбрал вместо рекламы.
У Мэддисона крайне специфическое чувство юмора, за которое в народе его прозвали королём постиронии. Даже преданные фанаты не всегда понимают, где он шутит, а где говорит серьёзно.
Журналисты деловых изданий иногда также воспринимают его слова за чистую монету, от чего потом страдают. Например, «Коммерсантъ» однажды опубликовал интервью героя, в котором тот заявил, что подрабатывает тамадой на свадьбах за 15 000 рублей. «Я нашёл своё призвание. Мне нравится путешествовать по России и не ощущать груза ответственности. Это лучше, чем сидеть по 16 часов в день и смотреть в монитор компьютера», — заявил Мэддисон, который в реальной жизни практически не выходит из дома.
В 2009 году Давыдов получил премию «Герой Рунета», обойдя по популярности Анатолия Вассермана и кота Манула. Примерно в то же время его позвали работать редактором игрового раздела RuTube. Ещё через несколько месяцев к нему обратились сотрудники ТНТ и предложили записать целый сезон программы «Игры на вынос» — те же обзоры российского игропрома, но без мата (всего вышло два сезона). Позднее Мэддисон стал частым гостем на ТВ: появлялся на нескольких телеканалах и периодически участвовал в шоу «Виртуалити» на MTV. Ещё одна серьёзная заслуга Мэддисона — создание интернет-радио. Во многом благодаря этой площадке появились популярные сегодня блогеры Snailkick, Юрий Хованский, Кузьма Гридин и Дмитрий Ларин.
Ленивый мастер на все руки
В какой-то момент записывать однотипные ролики про трешовые игры Давыдову надоело, и он решил попробовать себя в новых форматах. Например, в 2010 году он запустил шоу, в котором под псевдонимом Степан Арвеладзе с фирменным юмором комментировал вирусные ролики. Формат опять был скопирован у американского коллеги Рея Уильяма Джонсона, о котором на тот момент в России почти никто не знал.
По качеству картинки и монтажа шоу Мэддисона явно проигрывало оригиналу: Илью снимали на дешёвую камеру с руки, картинка тряслась. Несмотря на все огрехи, низкобюджетное шоу получилось крайне успешным: оно собирало сотни тысяч просмотров — огромные цифры для того времени. Но по какой-то причине герой Рунета быстро забросил формат. Зато идею подхватили Максим Голополосов («+100500») и Стас Давыдов («This Is Хорошо»). Что любопытно, их каналы пользуются огромной популярностью до сих пор, даже спустя восемь лет.
В начале 2011 года Мэддисон начал подрабатывать в «Канобу», причём в непривычной для себя сфере — ведущим передачи о кино «Аристократический кинематограф». Таким образом он стал одним из первых обзорщиков фильмов на российском YouTube. К примеру, Евгений BadComedian Баженов (российский видеоблогер и обозреватель кинофильмов) выпустил свой первый ролик только через несколько месяцев после Давыдова.
Следующий этап карьеры блогера — работа на портале «Спасибо, Ева!». Там выходило шоу «Рекламное очко». Мужчина обозревал российские рекламные ролики: стоял в трусах на фоне стены, обильно ругался матом и периодически рыгал в камеру. Фанатам нравилось, но ленивый видеомейкер быстро охладел к этому продукту.
Мэддисон пробовал себя и в выпуске новостного шоу i-vesti, которое продержалось и того меньше (вышло всего две серии). Зато этот формат подхватили другие блогеры. Например, Руслан Усачёв и Максим Snailkick Киселёв эксплуатируют его до сих пор.
Король ушёл с YouTube
Постепенно Мэддисон стал всё реже экспериментировать с форматами и вновь сосредоточился на играх. Он неоднократно обещал вообще завязать с YouTube-деятельностью, но каждый раз возвращался с обзором. Ближе к концу 2015 года Мэд окончательно осознал, что устал от главной видеоблогерской площадки, геймерский сегмент которой окончательно захватили летсплееры.
«Сейчас популярны всякие летсплеи и бьюти-блоги. И основные потребители этого продукта — 12-летние девочки и мальчики. Естественно, я, как пожилой мужчина, уже не могу завлекать их своим материалом», — говорил он про уход с платформы.
Поэтому Давыдов сосредоточил силы на стримерской платформе Twitch — на тот момент она только становилась популярной в России и сильно отставала от YouTube по охвату. Но Мэддисону удалось на ней прочно закрепиться: уже в первые месяцы он получал около $3000 с партнёрки, не считая пользовательских донатов (иногда приходило по 50 000 рублей за раз) и рекламных интеграций.
В 2019 году стример снова завёл старую шарманку о том, что собирается уйти из блогинга или перейти на другую площадку. Но фанаты уже слабо верят кумиру, ведь он редко выполняет свои обещания.
Юрий Хованский
«В идеале ваш YouTube-канал должен быть сродни телевизионному каналу — чтобы пользователь всегда мог чё-нибудь глянуть» — так Юрий Хованский описывает секрет успеха в сфере видеоблогинга. Сам же уроженец Пензы пытается придерживаться этого правила и регулярно выкладывает ролики. Но стать по-настоящему успешным у него получилось далеко не сразу.
Хованский пошёл в видеоблогинг после того, как разочаровался в обыкновенной работе. Ещё с подросткового возраста у него начались серьёзные проблемы с алкоголем, поэтому найти нормальное место хотя бы для подработки ему было тяжело. По крайней мере сам он видел проблему именно в этом.
«Я перепробовал кучу работ в юности, но отовсюду увольняли: работал на интернет-провайдеров, раздавал листовки, был курьером, официантом. Отовсюду выперли. Ну не укладывается у людей в голове, что можно во время обеда пить пиво», — рассказывал блогер в одном из интервью.
Завести канал на YouTube он решил, вдохновившись примером своего кумира Ильи Мэддисона (в 2011 году последний был на пике популярности). Первое время Хованский выкладывал песни под псевдонимом Тот парень с гитарой — герой исполнял пародийные музыкальные зарисовки. Полное отсутствие слуха и голоса, а также дефекты речи (шепелявость) никак не ограничивали его в творчестве.
Примерно в это же время Хованский начал вести радиоэфиры на радио Мэддисона. Периодически программы попадали на главную страницу сайта, благодаря чему в один прекрасный момент видеоблогера заметили.
«До знакомства с ним (Мэддисоном) было тяжеловато: первые подписчики — это самое сложное. Но вообще, такая сложность только в кайф, мне ведь всегда нравилось то, что я делаю. И ещё здесь можно бухать во время работы — где ещё я такое найду?» — радовался Хованский.
Первый комик на деревне
Первую популярность в интернете Хованскому принёс стендап. Ролики, в которых молодой человек стоял на фоне стены и рассказывал шутки сомнительного содержания, репостили в паблике Мэддисона во «ВКонтакте». Да и сам король Рунета лестно отзывался о творчестве Юры на своей странице.
Комик выбрал именно этот юмористический жанр, потому что стендап был ему ближе всего по духу. «В стендап я не приходил. По сути, я занимался им всегда, только бесплатно: травил байки за столом, что-то рассказывал друзьям», — вспоминает блогер. Какое-то время Юра даже переводил и озвучивал зарубежных юмористов, после чего решил шутить на сцене самостоятельно. Основной задачей было доказать, что настоящий стендап не имеет никакого отношения к передачам Comedy Club и КВН, как многие считали в то время. В итоге Хованский стал первопроходцем в комедийном жанре на YouTube: до него там можно было найти разве что выступления Джорджа Карлина и Эдди Мёрфи с гнусавой озвучкой.
Другой вопрос заключался в качестве юмора Хованского, который сам комик называл альтернативным. Под первыми роликами было довольно много дислайков, к тому же регулярно встречались не самые лестные комментарии. Сначала Юра не обращал на них внимания и говорил, что зрители просто не привыкли к качественному юмору. Но сегодня первого сезона Russian Stand-up (так называлось его шоу) почему-то на канале нет.
Несмотря на весь негатив, Хованский набрал достаточную известность для того, чтобы устраивать офлайн-выступления в столичных и питерских клубах — залы были забиты фанатами под завязку. Всё шло отлично до того момента, когда Юра не решился выпустить третий сезон Russian Stand-up за деньги подписчиков. Он собрал почти 450 000 рублей на производство шоу, но видео с треском провалилось по всем фронтам.
Над шутками комика наигранно смеялись разве что подставные зрители в зале, где происходила съёмка. Да и со звуком явно были проблемы. В общем, результат оказался настолько грустным, что шоу раскритиковали зрители и коллеги по цеху. Даже друг Мэддисон назвал третий сезон говном. После таких отзывов Юра надолго завязал со стендапом и переключился на другие юмористические форматы.
Скандал на скандале
Если первый толчок карьере Хованского дал Давыдов, то дальше комик продвигал себя сам. Он не гнушался самых изощрённых методов: постоянно выдавал циничные шутки о спортсменах, звёздах шоу-бизнеса и даже мертвецах. Ну а пассажи про изнасилование чужих матерей встречались в ранних роликах постоянно. Зачем он это делал? Потому что всегда считал, что чёрный пиар работает эффективнее обычного.
«Круче всего, конечно, когда обсуждают тебя. Любой п****ж в твой адрес, даже самый гнилой, — ветер в спину парусу твоей карьеры», — рассказывал Хованский в одном из интервью. В общем, он быстро обрёл статус самой скандальной интернет-знаменитости в России. Чаще всего Юра издевался над Виктором Цоем, Михаилом Горшеневым и Сергеем Бодровым. Их фанаты неоднократно обещали избить Хованского за «грязный язык», но дело всегда ограничивалось лишь угрозами.
В своих роликах комик шутил про Noize MС: сравнивал его песни с пердежом и переходил на личности, хотя никогда не видел его вживую. При первой же встрече на фестивале Versus рэпер ударил Хованского по лицу. «Если ты в социальных сетях постоянно даёшь личные негативные матерные характеристики незнакомому человеку, будь готов однажды с ним познакомиться в реальности и ответить за свои оскорбления», — заявил Иван Алексеев журналистам после происшествия.
Второй случай избиения (если он в действительности был) произошёл после словесной перепалки Хованского и бывшей участницы Black Star Кристины Си, которую он вызвал на рэп-баттл. По словам Юрия, двое «здоровенных ребят» избили его в собственном подъезде по наводке певицы. Впрочем, последняя эту историю не подтвердила, но конфликт явно был исчерпан.
«Полагаю, историю нашего баттла на этом можно заканчивать — если ещё, не дай боже, выиграю на Versus, так вообще зарежут. А мне ещё пожить хочется», — пошутил комик, однако продолжил задевать других звёзд. Оба избиения широко освещались в СМИ, и на парня подписывались новые зрители.
я выбрал вместо рекламы.
Всё и сразу
За свою интернет-карьеру Хованский успел перебрать практически все известные форматы: он снимал скетчи, сериалы и фильмы, выпускал рэп-клипы, участвовал в Versus, выступал со стендапом, записывал реакции, летсплеи, обзоры и новостные шоу. Его продуктивности могут позавидовать большинство коллег по цеху, ведь ролики на канале Хованского выходят практически ежедневно на протяжении уже восьми лет — и даже запущенный алкоголизм ему не помешал.
Что любопытно, одни из самых популярных роликов на канале после рэп-клипов — обзоры питерской шаурмы. Суть проста: Хованский и его друзья едят кебаб на камеру и с серьёзным видом оценивают блюдо по нескольким критериям. Этот формат породил огромное количество последователей, и русский YouTube на какое-то время заполонили обзоры еды.
«Я сам не понимаю, почему так интересно смотреть, как три взрослых мужика целый час жрут шаверму. Но люди находят это весёлым, просмотры говорят сами за себя» — так Юра ответил на вопрос интервьюера, зачем люди смотрят его канал.
Юрий Дудь. Из телевизора в монитор
Журналист Юрий Дудь ворвался в YouTube со скоростью света. За месяц с момента появления его первого интервью на канал «вДудь» подписались около 300 000 человек, а уже через год количество фолловеров превысило 2,5 млн. Быстрее рос только канал Сергея Дружко, но популярность интернет-мема угасла почти моментально, а дело Дудя живёт уже несколько лет и не собирается умирать. Но как человек без опыта работы на YouTube в момент стал одним из самых популярных контентмейкеров платформы? Здесь не всё так просто, как кажется на первый взгляд.
Сергей Дружко. Родился 3 ноября 1968 года. Ведущий YouTube-канала Druzhko Show, актер и телеведущий. Наибольшую популярность приобрел благодаря передаче «Необъяснимо, но факт», где он был ведущим и соавтором. Передача выходила на канале ТНТ с 2005 по 2009 год, фразы из нее стали популярны в сети «ВКонтакте», при этом пик популярности пришелся на 2016 год.
Семья Дудя переехала из Украинской ССР в Москву в 1990 году, когда ему было всего четыре года. С детства он занимался футболом, но в десять лет пришлось забросить спорт из-за травмы колена. Однако полностью отказаться от любимой темы он не хотел, поэтому начал писать о футболе в газету: сначала в «Юношескую», потом в «Сегодня». Уже в 14 лет он стал внештатным корреспондентом «Известий», а через два года его взяли в штат. После этого он поступил на журфак МГУ и получил диплом. В общем, сомневаться в профессиональных способностях Юрия как журналиста не приходится — он в теме ещё с ранних лет
«Всё это сублимация. В детстве я обожал футбик, был в некотором смысле Константином Эрнстом нашего двора, организовывал все соревнования в нашем дворе… Я немножко болел в детстве, и поэтому мне пришлось пойти в какую-то смежную деятельность. А самая доступная в России профессия после проституции — это журналистика. Туда я и отправился», — рассказал он в интервью Урганту.
Помимо написания заметок Дудь работал на телевидении и радио. В 2012 году он вёл футбольные передачи на «России-2», комментировал матчи на «Спорте 1» и участвовал в эфирах программы «Утро в Москве» на станции «Сити ФМ». Однако наибольшей популярности журналист добился на телеканале «Матч ТВ» как автор и ведущий шоу «Культ тура» — там он брал интервью у известных футболистов и тренеров. За неё он получил награду «GQ Человек года» в номинации «Лицо из телевизора». Правда, передача почему-то быстро потеряла спонсора и закрылась. Зато уже через пару месяцев на YouTube выстрелил первый ролик «вДудь».
Новый формат для YouTube
Судя по реакции, зрители быстро оценили, что передачей занималась профессиональная команда телевизионщиков. Съёмка героя и интервьюера на несколько камер, правильно выставленный свет, цветокоррекция и обработка — продакшен на уровне эфирного ТВ, что было редкостью для YouTube даже в 2017 году. По словам Дудя, первые пару выпусков шоу приходилось снимать за свой счёт, а команда работала за копейки, пока не появился постоянный спонсор.
Несмотря на трудозатратную подготовку каждого выпуска, Дудь не ожидал такой популярности. По его словам, главной целью программы было усовершенствовать навыки интервью с людьми не из спорта. До этого же журналисту приходилось общаться с гостями исключительно на околофутбольные темы.
Юрий Дудь — далеко не первый человек, который брал интервью на YouTube, однако именно ему удалось закрепить за собой статус главного журналиста на медиаплатформе. Юрий не ограничивает гостей практически ни в чём: во время разговора они могут пить, курить, материться. Формат видеоблога и правила площадки позволяют это сделать, чем Дудь умело пользуется. В результате неформальная беседа сильнее располагает к откровенности, в ней становятся допустимы более каверзные и порой даже неприличные вопросы.
Также у Дудя с самого начала была возможность звать именитых гостей. Благодаря работе на ТВ, радио и в газетах журналист наработал связи и авторитет. Ему не стоило труда позвать в первые же выпуски рэпера Басту, L’One и музыканта Сергея Шнурова, которые согласились прийти к начинающему видеоблогеру.
Наконец, Дудь вместе с редакторами готовит вопросы и изучает историю гостей. В зависимости от собеседника журналист выбирает наиболее подходящий тон беседы, чтобы лучше раскрыть его характер. При этом Юрий старается вести себя профессионально с каждым, кто сидит напротив него, будь то политик, рэпер новой школы или блогер, — он не заискивает перед знаменитостями и в то же время не пытается поставить себя выше них.
«YouTube долгое время оставался платформой, где был в основном только подростковый контент. Где когда кто-то приходил на условное интервью, то там все кайфовали только от того факта, что кто-то известный пришёл с тобой пообщаться. А люди при этом совершенно не парились, чтобы это было фактурно», — описывает причины своего успеха сам Дудь, добавляя, что у него были хорошие учителя в спортивных СМИ.
Последователи и знаменитости
Интервьюеров на YouTube до появления Дудя можно было пересчитать по пальцам. Блогеры были уверены, что смотреть часовые ролики, в которых нет никакого экшена, никто не будет. Но спортивный журналист от мира «футболяна» доказал обратное: спрос на подобный контент оказался очень высок — люди устали от пранков, челленджей и летсплеев.
Почти моментально на хостинге возросло количество интервьюеров, более или менее профессиональных: Татьяна Мингалимова («Нежный редактор»), Николай Солодников («Ещенепозднер»), Ирина Шихман («А поговорить»), Евгений Савин («КраСава») и др. Не факт, что кто-то из них стал бы продвигать этот жанр на YouTube без ролевой модели в лице Дудя.
Ещё одна заслуга Юрия — появление на платформе множества знаменитостей из телевизора, которые вообще не задумывались о карьере на YouTube. Некоторые из них завели канал после того, как стали гостями передачи «вДудь». Например, журналисты Леонид Парфёнов и Ксения Собчак приходили на интервью незадолго до того, как запустить собственное шоу.
Впрочем, за просмотрами и деньгами на YouTube пошли не только журналисты, но и авторы развлекательного контента. Бывший кавээнщик Александр Гудков вместе со своей командой сегодня делает сразу несколько успешных шоу, а камедиклабовцы Гарик Харламов и Тимур Батрутдинов набрали 600 000 подписчиков за полтора года. Почти таких же результатов добилась юмористка Ирина Чеснокова со своим проектом «Бар в большом городе». У нескольких звёзд телеканала «Пятница» тоже есть свои успешные проекты на видеохостинге, и это явно не предел — со временем количество селебрити на просторах YouTube будет только увеличиваться.
«Спасибо, Ева!»
В 2011 году основатель студии вирусного видео My Ducks Vision Юрий Дегтярёв решил объединить всех популярных на тот момент видеоблогеров на одной площадке — так появилась партнёрская сеть «Спасибо, Ева!». Дегтярёв считал, что рано или поздно именитые контентмейкеры начнут противостояние, ведь им придётся делить между собой подписчиков. «Я понял, что просто параллельно существовать не получится, будет война», — вспоминал он.
Первым делом на «Спасибо, Еву!» подписали Илью Мэддисона, Руслана Усачёва и Артура Гальченко (Сэм Никель) — эти люди получили статус «святых» на площадке (остальные считались «апостолами»). «Святые» могли влиять на внутреннюю и внешнюю политику сайта. Правда, последнее слово всегда оставалось за Дегтярёвым: он сам придумывал почти все проекты и форматы, а также отсеивал неугодные. Авторские права на контент тоже принадлежали основателю проекта, поэтому блогеры не могли запросто уйти с «Евы» и продолжить снимать те же ролики автономно.
я выбрал вместо рекламы.
Во многом благодаря Дегтярёву люди узнали как минимум о нескольких талантливых видеоблогерах. Вскоре после запуска на площадке стали публиковаться трио «Мне нравится» (группа «Хлеб»), Илья Прусикин (солист и основатель Little Big) и Данила Поперечный. Всем участникам «Спасибо, Евы!» регулярно платили деньги за выпуск роликов — до этого большинство из них занимались блогингом в качестве хобби. «Тогда мне платили 60 000 в месяц, и для меня это были огромные деньги», — рассказал в 2019 году Прусикин в одном из интервью.
В своих роликах на площадке блогеры нередко затрагивали околополитические темы: Усачёв предлагал взломать твиттер тогдашнего президента Медведева, Поперечный рисовал мультфильмы про Путина, а Прусикин высмеивал продажных полицейских. Как вскрылось позднее, такой вектор был выбран не случайно.
В 2012 году хакеры взломали почту бывшего пресс-секретаря движения «Наши» Кристины Потупчик и нашли в её переписке информацию о финансировании Дегтярёва. Получается, блогеры снимали ролики на деньги Кремля (причём большую часть забирал себе основатель площадки). Узнав эти подробности, большинство авторов разругались с Дегтярёвым и покинули «Спасибо, Еву!».
Как зарождался и развивался Рунет, чем интересны работающие в нём компании и как государство училось регулировать совершенно новую отрасль — в нашем спецпроекте «Суверенный ru.net».