Кошки-мышки с операторами. Как не спустить всю зарплату на мобильную связь
*По прогнозам агентства TelecomDaily.
Средний пользователь в мире тратит на мобильный интернет ежедневно почти 7 часов. Это почти половина всей бодрствующей жизни. Россияне относятся к смартфонам более хладнокровно: в среднем жители России сёрфят в интернете через смартфоны 3 часа 40 минут в день. По полдня сидят в Сети только дети и подростки от 12 до 17 лет — они тратят на это около 6 часов ежедневно.
Кроме того, россияне в среднем звонят 10 раз в день. В общей сложности они говорят по телефону 22 минуты в сутки. Но очень может быть, что скоро нам придётся поумерить аппетиты.
Из-за санкций, создавших дефицит на рынке телекоммуникационного оборудования, операторы только за последний год несколько раз повышали цены (к некоторым после этого даже пришли антимонопольщики с проверкой).
Если так пойдёт и дальше, россиянам придётся забыть о безлимитных тарифах. И даже сейчас мобильный интернет и звонки по сотовому способны проесть метровую дыру в бюджете. Поэтому изучить, как можно сэкономить на них, будет совсем не лишним.
Кастомизация тарифа
Все пользователи, если они, конечно, не VIP-клиенты, вынуждены выбирать у операторов стандартные тарифы. У этих тарифов уже есть заданные параметры. Вы покупаете, к примеру, безлимитный трафик мобильного интернета и 255 минут разговора — ни минутой меньше. Безлимитный интернет вам нужен, а из 255 минут вы тратите только две трети. Как правило, пользователи смиряются с таким раскладом. Однако тут можно сэкономить.
Например, вы заболели, и безлимитный интернет вам не нужен: дома есть Wi-Fi. Или вы в принципе проводите большую часть дня в местах с уже подключенным интернетом. У некоторых операторов всё же можно сократить трафик в рамках одного тарифного плана — узнать об этом можно, обратившись в техподдержку или очень внимательно изучив договор. Если такая опция вам доступна, можно отказаться от безлимитного интернета и оставить себе 1–2 Гб на всякий случай. Экономия может достигать нескольких рублей в день.
Кроме того, может быть и обратная ситуация. Вам стабильно не хватает гигабайтов. Выходя за рамки тарифного плана, вы автоматически докупаете гигабайты, но по отдельности они стоят дорого. Тогда вам, наоборот, надо увеличить их число.
Полезно будет в личном кабинете лишний раз посмотреть, за какие опции вы вообще платите. Сотовые операторы иногда идут на хитрость и обещают якобы бесплатные услуги. По факту же они оказываются платными, бесплатно только их подключение. Все ненужные услуги сразу же отключаем — это можно сделать прямо в ЛК или отправив нужную комбинацию цифр на указанный оператором номер.
Если ваш тариф не предусматривает какой-либо гибкости и у оператора нет тарифного плана, который бы отвечал вашим потребностям, иногда лучший выход — уйти в другую компанию. При этом не исключено, что, когда вы заявите о своём желании хлопнуть дверью, нужные опции волшебным образом появятся.
Операторы заинтересованы в сохранении абонентской базы, особенно если вы с ними много лет и стабильно приносили им доход. Менеджеры могут сами связаться с вами и предложить кастомизированный тариф. В сытые годы их щедрость доходила до 50% скидки на связь и интернет.
Сжимаем трафик
Ещё один простой способ сократить расходы на мобильный интернет — это сжатие трафика в вашем браузере. Ещё эту функцию называют «турборежим». В этом режиме браузер загружает вам вместо обычных страниц облегчённые версии разных сайтов, на которых нет лишних окон и тяжёлых медиафайлов.
Турборежим можно включить во всех основных браузерах. В «Яндекс.Браузере» раздел «Турбо» прячется в настройках. С его помощью можно включить режим постоянной экономии. Или отменить его.
Похожим образом можно включить режим экономии и в Google Chrome. Ищем настройки, а там строку «Дополнительно». В ней надо выбрать строку «Экономия трафика».
В браузере Opera надо нажать на иконку браузера в нижнем правом углу. В открывшемся меню выбираем графу «Настройки». А в них уже выбираем плашку «Экономия трафика». В нём двигаем ползунок на слово «Включено».
На некоторых сайтах режим «турбо» может «срезать» до 70% лишних мультимедиа, включая рекламные баннеры. Экономию трафика можно настроить и отдельно на наиболее часто посещаемых сервисах вроде YouTube. Но не стоит забывать, что при просмотре видео с включённым режимом «Турбо» их качество заметно ухудшается.
Наконец, опцию экономии трафика можно включить сразу на всё в настройках самого телефона. Дома, где есть Wi-Fi, этот режим можно отключать. Или использовать два браузера: один с включённым режимом, а второй — без него.
Сервисы-советники
В Сети есть специальные сервисы, помогающие мониторить и подбирать наиболее выгодные тарифы операторов, — их множество. Чтобы ими воспользоваться, вначале надо получить детализацию счёта у вашего оператора. Это можно сделать, обратившись в техподдержку. Эта услуга, скорее всего, будет платной — относитесь к ней как к инвестиции.
Затем детализацию счёта надо загрузить на выбранный сервис. Система найдёт вам наиболее выгодные тарифы у всех операторов. А также сообщит обо всех акциях и скидках, которые можно получить.
Кроме того, сервисы дадут рекомендации, какие опции можно отключить на вашем тарифе и как это позволит сэкономить.
Виртуальные операторы
Россияне привыкли, что есть «большая четвёрка» сотовых операторов — «Билайн», «Мегафон», МТС и Tele2, и даже не задумываются о том, что могут быть альтернативы. Однако есть ещё большое число виртуальных операторов, или MVNO (mobile virtual network operator), которые работают на инфраструктуре традиционных операторов, но предлагают собственные, зачастую намного более выгодные тарифы.
В России работает больше двух десятков таких компаний. В 2021 году их совокупная выручка достигла 6,3 млрд рублей.
Виртуальные операторы не слишком тратятся на рекламу, а своих клиентов завлекают низкими ценами. К сожалению, часто расплачиваться за это приходится посредственным качеством связи, хотя из года в год ситуация с ней становится всё лучше. В крупных городах ухудшение при переходе на такого оператора можно даже не заметить.
Среди виртуальных операторов можно выделить Yota, «Тинькофф Мобайл», «Сбермобайл» и других. У некоторых из этих операторов также могут быть приятные бонусы — например, безлимитный доступ к социальным сетям и YouTube.
Подключиться к виртуальному оператору можно, используя eSIM (виртуальную сим-карту). Некоторые виртуальные мобильные операторы, например тот же «Сбермобайл», дают при использовании eSIM крайне выгодные тарифы.
Экономим на бонусах
У операторов связи, как и у банков, бывают приятные бонусы. Например, к своему тарифу можно подключить кешбэк. Часто его дают новым абонентам как временное поощрение. Но можно сделать бонус постоянным, купив специальные дебетовые карты у операторов связи. Кешбэк также могут возвращать за использование международного роуминга или просто с ежемесячных платежей по тарифам.
Накопленные баллы тратятся на дополнительные услуги операторов. Таким образом можно оформить подписку на музыкальные сервисы, стриминги и т. п.
Кроме того, иногда пользователи могут также экономить на смежных услугах. Например, некоторые операторы, помимо кешбэка, предоставляют скидку на каршеринг. У МТС её могут получить любые подписчики МТС Premium. А абоненты Tele2 получат скидку на кикшеринг.
Бесплатные звонки через Wi-Fi
Сэкономить на звонках, особенно в поездках, можно с помощью Wi-Fi. Эта технология называется VoWi-Fi. Пользователи при таких звонках подключаются не к станции, а к обычному роутеру и не тратят трафик. Такие звонки будут стоить столько же, сколько в домашнем регионе, что позволит сэкономить на роуминге.
Услуга, правда, работает не во всех городах. Поэтому стоит предварительно уточнить у оператора, доступна ли в том или ином городе эта возможность.
Кроме того, такую опцию поддерживают далеко не все телефоны. VoWi-Fi-звонки доступны на Honor, Huawei, LG, Sony и iPhone. Подключить функцию можно через настройки вызовов.
Например, у Honor вначале надо войти в настройки телефона, затем нажать на плашку Wi-Fi-вызовы и включить эту функцию. В Huawei надо перейти в настройках к разделу «Беспроводные сети». Там нажать на «Настройки вызовов» и выбрать Wi-Fi Calling. После этого опцию надо активировать.
На iPhone тоже вначале надо зайти в настройки, а из них перейти в раздел «Сотовая связь». После этого надо активировать опцию «Вызовы по Wi-Fi».
Объединяемся в группы
Некоторые операторы дают скидки пользователям, объединяющимся в виртуальные группы. Например, вы можете добавить в такую группу друзей и родственников.
Всё, что вам всем надо, — вовремя платить за услуги связи. Тогда оператор будет предоставлять скидки на тариф. В больших группах из пяти человек они могут доходить до 20%. Кроме того, могут быть дополнительные льготы на звонки внутри группы.
Объединиться в группы можно, выбрав соответствующую опцию в личном кабинете абонента или отправив команду по определённому номеру телефона — подробности об условиях лучше узнавать у своего мобильного оператора.