secretmag.ru
Технологии8 мин.

Деньги на пустом месте. Почему весь мир помешался на NFT-токенах

Золотая жила или мыльный пузырь?
Новости о громких продажах криптоарта взвинтили интерес к уникальным NFT-токенам. Они закрепляют за человеком права собственности на определённый объект, который зачастую не существует в физическом мире. «Секрет фирмы» вместе с директором Центра компетенций НТИ по технологиям распределенных реестров на базе СПбГУ Максимом Рукиновым разбирался в том, что за зверь этот NFT, сколько с его помощью можно заработать и почему он может стать очередным мыльным пузырём.

От криптокотиков до обвала Etherium

Первые NFT-токены* появились в 2017 году в онлайн-игре CryptoKitties. В ней каждый участник мог приобрести цифрового котика, который обладал уникальным набором характеристик: окраской, формой ушей, глаз и усов.


*Что это такое?

Токен — цифровая виртуальная единица с заданной стоимостью. Учёт и действие токенов основано на технологии блокчейн.

NFT-токен (non-fungible token) — аналог ценной бумаги, который закрепляет за человеком владение уникальным цифровым объектом в Сети.

Создать свой NFT-токен может любой человек, владеющий правами на цифровой товар. Для этого нужно токенизировать его — выпустить NFT, назначить цену и выставить его на аукцион (об этом — ниже). Информация о том, что конкретный покупатель владеет таким токеном и может им распоряжаться, записывается в блокчейн.


Cуть проекта заключалась в том, что каждый участник может купить NFT-токен кота (на деле — его изображение), а затем скрестить его с питомцами других игроков.

Котят покупали на внутренней бирже за криптовалюту Ethereum. До ноября 2018 года нового питомца генерировала сама система. Затем животные появлялись только после «спаривания» котиков-родителей (за это нужно было платить комиссию в Ethereum).

Ценность криптокотёнка зависела от характеристик, которые он унаследовал от родителей. Самый дорогой экземпляр продали на аукционе за $172 000.

Рост количества пользователей игры и транзакций по продаже котиков привел к временному обвалу блокчейна Ethereum и резкому росту комиссий внутри Сети.

Несмотря на популярность криптокотиков, интерес к технологии вскоре затих и вновь разгорелся лишь в 2021 году, когда пользователи массово начали использовать NFT при продаже криптоарта.

NFT и традиционная крипта: в чём разница?

Пик интереса к технологии NFT пришёлся на 2021 год. Сейчас новости о громких сделках с цифровым искусством с помощью NFT-токенов — начиная от продажи первых твитов, заканчивая рекордом по продаже NFT-токена, который поставил современный художник Beeple, — появляются практически ежедневно.

Но с чем связан интерес к NFT-токенам, кроме хайпа вокруг поддержавших технологию миллиардеров Илона Маска и Джека Дорси? Всё дело в самом NFT.

В отличие от традиционной крипты каждый NFT-токен уникален, отметил Максим Рукинов. По его словам, одну криптомонету можно легко заменить другой: если монета потеряется, это не окажет существенного влияния на сеть, т. к. майнеры постепенно сгенерируют новую.

«Каждый NFT-токен отличается от других, его нельзя подделать, разделить или заменить. Эта технология идеально подходит для того, чтобы закрепить права на уникальный объект, будь то произведение искусства, предмет в компьютерной игре или даже недвижимость», — сказал он.

До NFT эффективной системы владения такими цифровыми предметами попросту не было, отмечала глава по связям с общественностью NFT-площадки Rarible Маша Вяземская: «Блокчейн позволяет создавать и подтверждать аутентичность цифрового искусства, редких игровых и коллекционных предметов. Это, в свою очередь, превращает их в актив, который имеет ценность, а также инвестиционную или коллекционную привлекательность».

От песен Илона Маска до видео с баскетболистами

Чаще всего этой новой-старой технологией пользуются для продажи криптоарта — цифровых произведений искусства, подлинность которых подтверждается технологией блокчейн. Криптоартом может быть цифровое изображение, 3D-модель, гифка, видео, музыкальный трек или твит.

Оборот рынка NFT уже превысил $500 млн (причём большую часть токенов создали в первые месяцы 2021 года). Одна только торговая платформа NFT OpenSea за март достигла нового рекорда: её оборот превысил $100 млн.

Среди самых известных сделок — продажа первого твита миллиардера и основателя Twitter Джека Дорси, $69,3 млн за коллаж Beeple из 5000 рисунков и гифки Nyan Cat за $442 000. В NFT-токен конвертировали и сожжённую работу художника Бэнкси Morons (White), которую блокчейн-компания Injective Protocol купила за $95 000.

Но есть и другие, менее известные примеры. В декабре 2020 года Nike подала патент на NFT-обувь на основе блокчейна под названием CryptoKicks. Сообщалось, что при покупке блокчейн-кроссовок будет генерироваться цифровой токен. К нему, в свою очередь, будут привязываться идентификационные коды продукта и покупателя. Это должно предотвратить подделку обуви: покупатель сможет в любой момент проверить оригинальность своей пары.

Есть примеры криптоарта и в сфере музыки. Так, диджей 3LAU первым с помощью NFT продал свой альбом за $11,6 млн. Певица Граймс продала 400 NFT-токенов, которые были привязаны к четырем рисункам, созданным лично ей и её братом. Всего за 20 минут продажа токенов принесла Граймс $5,8 млн.

Журнал Rolling Stone сообщил, что американская рок-группа Kings of Leon запланировала выпуск восьмого студийного альбома When You See Yourself в виде NFT.

Российские художники и авторы тоже начали осваивать NFT-мир. Первопроходцем стал 3D-художник из Москвы R66 (Никита Реплянский), чью работ Crypto Gothic во время аукциона на площадке Async.art продали за $12900 (6,1 ETH). Художник Покрас Лампас продал фотографию проекции своей работы на криптоаукционе примерно за $28 000.

Подобные события означают не только новую эру в коллекционировании, где цены на цифровые изображения теперь конкурируют с ценами на произведения Пикассо и Моне. Эксперты видят в NFT огромный потенциал как в платформе для цифрового владения самыми разными вещами и как в альтернативной форме активов.

Потенциал новой технологии заметили и создатели контента. Многие авторы и художники отмечают, что возможность продавать свои работы на площадках с помощью NFT-токенов означает для них новый уровень свободы, говорит Рукинов. Если раньше художнику приходилось договариваться о выставке своих работ с той или иной галереей и отдавать ей процент с продаж, то теперь он может напрямую взаимодействовать с покупателями.

Зарабатывают авторы не только на продаже, но и на перепродаже активов. Так, 23-летний моушн-дизайнер из Украины Эдуард Михайлов продал четыре изображения акул, созданных в соавторстве с диджеем и продюсером из Лос-Анджелеса LEAT'EQ (он — автор музыки для гифок) на общую сумму в $50 000.

Наибольший доход принесла работа под названием INVENT, которую продали за 5 минут за $34 000, а её последующие перепродажи продолжают давать доход автору в размере 10% стоимости работы.


Как продают и создают NFT

Купить или создать свой NFT-токен можно только на специализированных маркетплейсах (OpenSea, Rarible, SuperRare и проч.). Большинство таких площадок работают на блокчейне Ethereum. Соответственно, чтобы совершать операции с NFT, нужно иметь кошелёк с этой криптой.

Создать NFT-токен можно для картинки, видео, 3D-модель, звука — даже если их сгенерировала нейронка. Допустимые форматы JPG, PNG, GIF, SVG, MP4, WEBM, MP3, WAV, OGG, GLB, GLTF. Стоимость размещения на продажу зависит от комиссии за транзакцию и составляет примерно $40.


Какие права даёт NFT

Создание NFT-токена не означает, что у человека автоматически появляются права на этот объект, говорит Рукинов. Автор контента обладает исключительными правами, и только он принимает решение о полной передаче этих прав другому лицу в каждом конкретном случае.

«Всё зависит от условий договора. К примеру, если покупатель приобретает картинку, которую потом планирует использовать в качестве рисунка для создания партии футболок, он должен быть уверен, что такая возможность указана в договоре, заключённом между ним и продавцом NFT-токена», — советует Рукинов.

Но что делать, если кто-то создал NFT-токен на чужой объект? В таком случае автор может подать в суд или обратиться с жалобой к платформе, разместивший этот токен, и злоумышленника накажут.

«Пользователю предлагается заполнить форму, затем следует проверка его социальных сетей. В случае, если обнаружится, что пользователь украл чужую картинку или другой объект, на который у него нет прав, маркетплейс заблокирует продавца, а в некоторых ситуациях — и сам товар», — рассказывает Рукинов.

Впрочем, сами владельцы маркетплейсов не дают своим пользователям никаких прав на купленные на сервисе цифровые вещи. Один из сооснователей Rarible Алексей Фалин предупреждал, что российские законы пока не защищают цифровые права, которые подтверждаются с помощью NFT.

«В России законы работают “по букве”, сейчас принимаются законы о цифровых правах, но NFT не входит в этот список. Это новый объект», — подчеркнул он.

Что ждёт NFT

Сейчас платформы столкнулись с той же сложностью, что и CryptoКitties: огромным числом операций и пиковой нагрузкой на блокчейн Ethereum. «С одной стороны, такая нагрузка делает комиссию за транзакции всё более высокой, особенно если пользователю необходимо, чтобы оплата прошла быстро. С другой — пиковые нагрузки грозят полной остановкой всего рабочего процесса, как это уже происходило в истории с CryptoКitties», — обратил внимание Рукинов. Сложности он связывает и с высокой стоимостью самого Ethereum — примерно 130 000 рублей.

При этом эксперты прогнозируют, что NFT может произвести революцию в сфере контроля за поддельными документами. По мнению Рукинова, с помощью токенов, к примеру, станет проще выявлять фальшивые дипломы. «Проблема подделки дипломов, сертификатов и других документов об образовании может быть легко решена с помощью NFT-токенов. Каждый вуз может с определённой периодичностью (например, раз в год) выпускать NFT-токены, за которыми будут закреплены все верификационные данные о записанной в блокчейн информации, что позволит исключить любую возможность подделки дипломов», — говорит он.

С одной стороны, операции с токенами очевидно проще и быстрее, чем сделки с реальными объектами, с которым они привязаны. Исходя из этих посылов, эксперты говорят о том, что в текущем году рыночная капитализация NFT может увеличиться в 3-4 раза по сравнению с 2020 годом.

С другой — нельзя забывать о возможности образования «пузыря». О таком риске предупреждает художник Майк Винкельманн, известный под псевдонимом Beeple. Именно его работа ушла с молотка за рекордные $69 млн.

«Если говорить начистоту, я совершенно точно думаю, что это “пузырь”, — сказал он. — Я провожу аналогию с началом интернета. Там был “пузырь”. И этот “пузырь” лопнул. Но он не уничтожил интернет. Соответственно, я думаю, что технология достаточно сильна, чтобы пережить этот период».

Коллаж: «Секрет Фирмы», depositphotos.com