secretmag.ru
Технологии10 мин.

Заместить и не заметить. Какие альтернативы западному софту есть в России

Куда бежать, если в Google забанят
Зарубежные IT-компании массово уходят из России, прекращают поддержку своих продуктов и отказываются продлевать лицензии российским пользователям. Если ситуация с санкциями не улучшится, совсем скоро россиянам придётся искать замену привычным сервисам от Google, Adobe, Microsoft, Oracle и т. д. Есть ли альтернативы западным IT-решениям и реально ли закрыть потребности пользователей программами made in Russia? Разбирался «Секрет».

Операционные системы

Западные операционные системы, такие как Windows и MacOS, в России пока не блокируются, хотя и Microsoft, и Apple уже ограничила свою деятельность в России. Продолжат ли поступать нужные апдейты для компьютеров — пока вопрос открытый.

Именно поэтому госструктуры и стратегические предприятия уже давно присматриваются к российским аналогам, преимущественно построенным на принципах свободно распространяемой операционной системы Linux с открытым кодом. На пользовательском уровне они пока нераспространены, но появление в продаже гаджетов с предустановленными российскими ОС — вопрос времени.

В частности, в Единый реестр российских программ, рекомендованных для импортозамещения, уже включена операционная система РЕД ОС. Она подходит не только для отдельных персональных компьютеров и мобильных устройств, но и для сложных автоматизированных систем. У РЕД ОС есть встроенный пакет офисных программ для работы с документами, графикой и мультимедиа, интернет-браузер и почтовый клиент.

В качестве решения для серверных операционных систем есть ОС Rosa от научно-технического центра информационных технологий Rosa. Эта ОС позволяет строить инфраструктуру любой сложности с разными контурами безопасности. Она относится к классу Linux.

Для замены привычной «винды» на рабочих местах госслужащих может появиться и операционная система «Альт» от российского разработчика готовых IT-решений «Базальт СПО». «Альт» также работает как платформа для построения серверной архитектуры, совместима со всеми российскими процессорами и основными типами вычислительной техники, в том числе смартфонами, контроллерами и телеком-оборудованием.

Ещё один вариант замены — Astra Linux от НПО «Русские базовые информационные технологии» (РусБИТех). По заверениям разработчиков, Astra Linux Special Edition — единственная программная платформа, сертифицированная одновременно в системах ФСТЭК России, ФСБ, Минобороны РФ и позволяющая безопасно обрабатывать информацию ограниченного доступа даже под грифом «Совершенно секретно».

Пока эти разработки редко выходят за пределы индустриальных и корпоративных систем, однако у них уже есть свои поклонники и среди домашних пользователей.

Практически все дистрибутивы российских операционных систем распространяются абсолютно бесплатно. Но пока до масштабов и удобства импортных операционок, которые создавались и шлифовались десятилетиями, российским аналогам есть куда расти.

Браузеры

Вопрос о замене браузеров встал после того, как в результате санкций перестали работать иностранные сертификаты безопасности (HTTPS) многих российских государственных сайтов. Такие популярные браузеры, как Google Chrome или Mozilla Firefox, российские сертификаты безопасности не поддерживают, поэтому ряд сайтов в них просто перестали открываться.

Российской альтернативой популярному Chrome может стать «Яндекс.Браузер». Он поддерживает похожий набор функций — хранение паролей, сохранение любимых вкладок и закладок при авторизации, почта, облачное хранение данных, встроенный поисковик и своя экосистема сервисов. В отечественный браузер также можно импортировать все данные из Chrome — браузер сам предлагает это сделать без лишних заморочек.

Есть альтернатива и от другой крупной российской IT-компании VK (бывшей Mail.Ru Group). Atom пришёл на смену провалившемуся Amigo, который позиционировался как браузер со «встроенными соцсетями» — а заодно и неотключаемым поиском от Mail.Ru. Обозреватель Atom появился в 2019 году, а его мобильная версия заработала в августе 2020 года. Однако пользовательская база у него пока ещё крайне мала: в феврале 2022 года он делил с десятками других браузеров 0,86% российского рынка.

Оба этих браузера собственным движком не обладают и построены на базе Blink — открытого кода от американской Google. Зато российские сертификаты они по умолчанию поддерживают.

Облачные решения

Большинство интернет-юзеров осознанно взаимодействуют с облаками только для хранения и передачи каких-то файлов, например, на облачном диске от Google. Но по факту облачные решения уже давно невидимо делают нашу жизнь проще на самых разных уровнях.

В частности, бизнес, работающий в сфере IT, нередко покупает место в облачных хранилищах Amazon и аналогичных зарубежных сервисов, чтобы не тратиться на построение своей инфраструктуры. И отключение от этих «облаков» может обернуться настоящим коллапсом для российского интернета. По оценке основателя и гендиректора компании O2xygen Павла Кулакова, рынок российских клиентов Amazon web services (AWS), Google Cloud и Microsoft Azure составляет около $400 млн в год.

Именно поэтому известие о том, что западные облачные сервисы приостанавливают продажи и продвижение в России и перестают регистрировать новых пользователей, ускорило массовую миграцию на российские облачные сервисы, ранее находившиеся в тени заграничных конкурентов. В первую неделю марта спрос на их услуги вырос в несколько раз. Ещё одним фактором стало то, что зарубежные онлайн-сервисы принимают оплату за свои услуги преимущественно в валюте, что из-за отключения России от SWIFT затруднительно.

«Что будет с доступностью зарубежных, особенно западных, публичных облаков, неясно, поэтому критически важную для бизнес-процессов информацию и инфраструктуру переносят в превентивных целях», — объяснил ситуацию директор по продажам Linxdatacenter Роман Шулимов.

Среди российских облачных сервисов на пользовательском уровне популярнее всего «Яндекс.Диск» и «Облако Mail.ru». Однако облачные сервисы предоставляют все крупнейшие операторы — «Вымпелком», МТС, «Мегафон», «Ростелеком». Есть облако и в экосистеме «Сбера» — SberCloud предлагает пакетные решения для бизнеса и профессиональное управление базами данных на базе российских ЦОД.

Правда, в миграции на родные «облака» есть и свои подводные камни. Из-за санкций все российские облачные решения подорожали, ведь большая часть нашего софта работает на западном оборудовании. Например, «Яндекс» предупредил о повышении цен на свои облачные тарифы на 30–60% с 13 апреля 2022 года. Это существенно увеличит издержки на цифровизацию процессов в российских компаниях.

Офисные приложения

Если Microsoft действительно прекратит поддержку своих сервисов, в один прекрасный момент пользователи из России могут остаться без привычных Excel и Word. Но на рынке офисных приложений есть и российские аналоги.

В частности, с 2015 года в России развивается продукт «МойОфис», предоставляющий классические офисные инструменты для работы за компьютером. Он даже включён в список софта, рекомендованного к предустановке на продаваемые в России гаджеты. За последние семь лет «Мой офис» прошёл путь от довольно сырого решения до развитой экосистемы офисного ПО, а изначальная версия, предназначенная для работы в госструктурах, давно приросла продуктами для обычных пользователей. У пакета есть версия для мобильных платформ, доступная во всех магазинах приложений.

Для совместной работы в локальной сети также есть продукт Р7-Офис. Функциональность этой программы позволяет отслеживать действия сотрудников и контролировать рабочий процесс, в то время как они делают свои презентации и документы.

На российском рынке офисных приложений можно найти и более узкоспециализированные продукты, пристойно справляющиеся со своими задачами. Например, автоматический переводчик Promt, когда-то бывший предметом насмешек («переведено промтом»), сейчас работает вполне на уровне и поддерживает около 50 языков.

Почтовые сервисы

В свете призрачной возможности блокировки того же Google Роскачество настоятельно рекомендовало российским пользователям перепривязать все критичные сервисы к российским почтовым ящикам, чтобы не лишиться своих данных и доступа к ним. Среди наиболее очевидных кандидатов на импортозамещение — всё тот же «Яндекс», «Рамблер» и Mail.Ru. Но есть но.

В середине марта многие российские пользователи Mail.ru стали жаловаться на сбои при просмотре прикреплённых файлов. Оказалось, что этот почтовый ящик сидел на серверах Microsoft, которая теперь отключила российскую почту от своих сервисов. Представители компании заверили, что работают над новым решением, но пока говорить о полной независимости российских почтовиков рано.

В остальном же заводить почту в том или ином ящике или во всех одновременно — выбор исключительно за пользователем. Во всех трёх «китах» российских почтовых программ реализован необходимый минимум, такой как расширяемый объём хранения данных, встроенный антиспам-фильтр, сортировка почты, перенос контактов из других ящиков и так далее.

А бонусом — регистрация адреса в каждой из этих систем облегчает доступ к сервисам этих компаний, каждая из которых к 2022 году стала частью обширных IT-экосистем.

Антивирусы и антиспам-решения

Среди компаний, покинувших российский рынок, оказались крупные игроки в сфере кибербезопасности. В середине марта об уходе заявили разработчики антивирусов Norton, Avast и Bitdefender. До этого о прекращении продаж новых лицензий в России и Белоруссии объявила компания Eset. Таким образом, на российском рынке осталось исчезающе мало решений для кибербезопасности, и основные из них — продукты от Kaspersky и Dr.Web.

Центробанк уже прямо рекомендовал российским банкам найти отечественную замену зарубежным системам информационной безопасности, которые либо полностью перестали работать, либо перешли в режим демоверсий с ограниченной функциональностью. На этом фоне продажи российских антивирусов резко выросли.

«Мы наблюдаем невероятный поток обращений, а также колоссальное увеличение числа пилотных проектов, прежде всего по направлению защиты инфраструктуры. Кроме того, мы заняты поддержкой бизнеса, попавшего под целевые кибератаки, — у меня есть коллеги, которые в последние дни, бывает, спят по 3–4 часа», — пояснил «Секрету» Михаил Прибочий, управляющий директор «Лаборатории Касперского» в России, странах СНГ и Балтии.

По данным «Лаборатории», спрос на их антиспам-решения и системы для сканирования входящего и исходящего веб-трафика вырос в 5 раз по каждому из направлений, а по защите от целевых атак — в 3 раза. Это рост исключительно по российскому рынку, ведь на зарубежных направлениях «Лабораторию», как и ряд других российских компаний, тоже начали подвергать санкциям.

Промышленный софт

Достаточно больным вопросом для российского бизнеса и промышленности может оказаться импортозамещение инженерного и промышленного софта. По оценкам российского разработчика решений для цифровизации предприятий «Цифра», доля импортного программного обеспечения для автоматизации процессов и управления в промышленности России составляет порядка 90%. Экономический эффект от импортозамещения в сфере IT в промышленности прогнозируют на уровне 470 млрд рублей в год.

Но по щелчку пальцев это не делается. В то время как иностранные разработчики таких решений один за другим уходят с российского рынка и заявляют о прекращении поддержки российских клиентов, попавших под санкции, возрастает риск ошибок систем, которые ранее чинились своевременными апдейтами. Это означает, что какие-то процессы придётся переводить на «ручное управление».

На базе всего 10–15 продуктов иностранных разработчиков сейчас работает почти 300 российских критически важных информсистем. Лишь 60% из них можно заменить отечественными аналогами, полагают в «Цифре», для остального потребуются миллиардные вливания.

Владимир Молодых, технический директор «Цифровой индустриальной платформы», создающей и внедряющей продукты для автоматизации и цифровизации промышленности на срединном уровне (MES), указал, что на многих российских предприятиях, в том числе стратегического назначения, сейчас стоит импортное ПО. Но, несмотря на наличие в России хороших альтернатив, менять его до событий февраля 2022 года никто не торопился — бизнес предпочитал не трогать работающее решение, на внедрение которого уже потратили миллионы рублей, ради перспективы потратить ещё больше на импортозамещение.

Владимир Молодых
CTO «Цифровой индустриальной платформы»

Сейчас будут вливать деньги в российское IT-импортозамещение, но пока все находятся в ситуации неопределённости и многие надеются, что через месяца полтора всё рассосётся. С точки зрения государственных денег уже видно, что работа существенно ускорилась. Но остаётся вопрос, насколько масштабными будут эти изменения и результаты. Не в плане «поддержать предприятия, чтобы они могли платить зарплаты» — это наверняка будет сделано. А вот в части прорыва вперёд — здесь пока не до конца понятно. Плюс, к сожалению, есть отток IT-специалистов.

С вендорами, приостановившими работу с Россией, на практике есть несколько обходных путей, как решить вопросы эксплуатации — если программное обеспечение стояло на закрытом контуре без доступа во внешнюю сеть, а не на облаке, скорее всего, оно как работало, так и будет работать, хоть и без обновлений. В целом я ожидаю, что даже если несколько локальных катастроф случится — глобально Россия с этим справится.

Скорость цифровизации существенно замедлится на время перестройки процессов, но в дальнейшем эта встряска должна пойти на пользу.

Самый больной вопрос для нашего IT — это железки. Всё, что поверх них, — закрывается отечественным или открытым ПО почти полностью. Тут тоже пойдёт перезамена, договорятся с китайцами, но это небыстрый процесс. Скорее всего, вырастут цены, но вопрос теми или иными путями будет решаться.


Несмотря на все сложности и рост цен, альтернативы зарубежным программам есть. И теперь у них появился шанс на развитие.

Немало предстоит и навёрстывать практически с нуля — в узких сегментах готовых рабочих продуктов, которые можно легко масштабировать на большое количество пользователей, в России всё ещё не хватает. Замена потребуется графическим редакторам вроде Adobe и Figma, доскам для командной работы вроде Slack, Jira и Trello, решениям для документооборота и бонусных программ. Это открывает возможности для стартапов.

Но то, как будет развиваться IT-сфера в России в ближайшее время и какие проекты смогут привлечь инвестиции с учётом ухода зарубежных фондов, пока не ясно. Сейчас главный вопрос — не то, куда приткнуть существующие решения, под которые как раз освобождается ниша, а то, кто останется в России и будет работать над импортозамещением в IT. С учётом того, что с февраля Россию покинули тысячи IT-специалистов, кадровый голод в этой сфере будет не меньшей проблемой, чем уход зарубежных компаний.

Коллаж: «Секрет фирмы», freepik.com, Unsplash, [Unsplash License] (https://unsplash.com/license)