secretmag.ru
Выживание9 мин.

Волки в овечьей шкуре. Как обнаружить проходимцев среди работодателей и соискателей

Иван искал в Санкт-Петербурге работу кладовщиком. Спустя некоторое время на его резюме откликнулась компания и пригласила на собеседование. Насторожить Ивана должна была ещё анкета с абсурдными вопросами вроде «Вы любите, когда всего побольше и подешевле?». Но собеседование оказалось ещё более странным: про ТК РФ можно забыть — у компании свой «кодекс», первые 3 месяца никакого оформления, но зарплата якобы будет. Ивану повезло — он работать не согласился, но не все соискатели отделываются от недобросовестных работодателей или даже мошенников просто потерянным временем. Кто-то теряет ещё и деньги, и порой это десятки и сотни тысяч рублей. «Секрет фирмы» вместе с экспертами разбирался, какие схемы используют трудовые аферисты и как обманывают не только наниматели, но и соискатели.

Обман на обмане

Россияне часто сталкиваются с обманом при поиске и устройстве на работу. По статистике исследовательской компании Online Market Intelligence, собранной в 2021 году, свыше 75% россиян попадались на недобросовестных нанимателей. Каждый второй говорил о том, что указанная в вакансии зарплата была выше реальной. А 6% не получили обещанные комиссионные. Встречались и серые деньги вместо белых, заявленных в вакансии. Ещё каждый третий соискатель выяснял, что обязанностей у него больше, чем было сказано при найме, а каждого четвёртого обманывали с условиями труда: комфортом рабочего места, графиком.

Но всё это мелочи перед настоящими аферами, когда люди теряли деньги вместо того, чтобы зарабатывать.

В 2011 году портал SuperJob провёл исследование о «настоящих» трудовых аферистах. Выяснилось, что 50% россиян сталкивались с мошенничеством при поиске работы, а некоторые — и не один раз. Каждый четвёртый жаловался на схему, когда компания просит соискателя за что-то заплатить. За учебные материалы, за договор, за доступ к базе клиентов или даже для подтверждения серьёзности намерений — якобы наниматель боится, что соискатель — мошенник и на работу не выйдет. Но порой появляются менее очевидные вариации такой схемы.

В 2013–2015 годах в Санкт-Петербурге были популярны предложения работы в Финляндии: администратором отеля, сопровождающим туристических автобусных поездок, реже — водителем. Иностранный язык знать не требовалось, потому что туристы будут русскими. Зарплата в зависимости от должности могла быть и в размере €800 в неделю, и в размере 5500 рублей за рейс. Общее одно — нужно было оформить рабочую визу, которая стоит 4500 рублей. Работодатель брал это на себя, получал с соискателя все документы (сканы паспорта, фото) и деньги и исчезал.

Подобная схема повторилась в 2021 году, только уже для моряков. Им предлагают несуществующие вакансии в топливных компаниях ОАЭ и направляют на сайт компании-помощника, чтобы сделать проездные документы. Дальше всё по стандарту: компания получила оплату и исчезла. А с ней пропал и наниматель.

Большинство афер со стороны «работодателей» связаны именно с получением денег. Каждый пятый респондент опроса SuperJob сталкивался с ситуацией, когда компания предлагала пройти платное обучение. Ещё 18% рассказали, что на сайтах с вакансиями написано указать номер телефона, после чего с него списываются деньги. А 4% россиян попадали в схему, где для подробной информации о работе нужно было отправлять платные СМС-сообщения.

Ещё один вариант мошенничества — когда деньги вымогают за «бронирование» вакансии или услугу трудоустройства. В 2021 году жительница Зеленограда перечислила аферисту 19 000 рублей за то, что он ей обещал предоставить прямой контакт работодателя. После получения денег «помощник» ожидаемо пропал.

Другая версия — кадровые агентства, якобы устраивающие соискателям собеседования, но по факту просто предлагающие вакансии из открытого доступа. Ни о каких договорённостях с работодателем о конкретном человеке речи не идёт. Зато за услуги берут 2000 рублей и половину первой зарплаты.

Но это не самые большие потери: в 2013 году в Москве аферисты продавали должности в госструктурах. Например, пост начальника департамента топливно-энергетического комплекса Министерства энергетики Московской области можно было якобы получить за 4 млн рублей. Соискатель заплатил 1,6 млн рублей задатка. А вот место в центральном аппарате ФСБ стоило всего 300 000 рублей.

Бизнес тоже под ударом

Страдают не только соискатели, но и работодатели. Хотя по таким случаям нет ни достоверной статистики, ни опросов с большой и достоверной выборкой. И речь чаще идёт не о чистом мошенничестве, а о недобросовестности. Например, когда соискатель скрывает важную информацию из резюме, которая потом вскроется в самый неудачный момент. Например, заявляет о владении важными навыками, которых не имеет, и в ответственный момент со своими задачами он попросту не справится. Как результат — компания понесёт убытки.

Более критичные для бизнеса варианты — это недобросовестный сотрудник, который после трудоустройства крадёт корпоративное имущество или денежные средства. Или оформляется в компанию ради разглашения коммерческой тайны, доступа к уникальным разработкам, чтобы после передать или продать их конкурентам.

Алексей Дрозд
начальник отдела информационной безопасности «Сёрчинформ»

Работодатель, компания по SEO-оптимизации, принимал сотрудников на стажировку с экзаменом в конце первой недели. На это время им выдавалась вся необходимая для работы информация. Один из новых сотрудников ещё до экзамена сообщил, что работу не потянет, и завершил стажировку. Через некоторое время в компанию позвонили конкуренты и оповестили, что какой-то молодой человек продаёт наработки вышеупомянутой организации за 50 000 рублей. Как выяснилось, за четыре дня стажировки парень слил все документы себе на Google-диск.


Алина Котышева
руководитель управления по привлечению талантов и развитию бренда работодателя «Группы Т1»

Однажды к нам на собеседование пришёл кандидат на инженерную позицию. По резюме он очень подходил на должность. Образование, знание ИТ-систем — всё соответствовало требованиям. Однако в ходе разговора человек не смог ответить ни на один вопрос. Он не придумывал ответы — напротив, каждый раз в ответ молчал. Описание предыдущего опыта его работы заключалось в одной фразе: «Я работал инженером».

После нескольких вопросов мы уточнили, его ли это резюме. Оказалось, что это резюме его друга, которое он просто позаимствовал. Честно в этом признался и извинился. Ситуация уникальная, однако в целом кандидаты склонны приукрашивать свой опыт. На интервью это легко раскрывается. Главное — задавать правильные вопросы.


Леонид Ковалёв
адвокат коллегии адвокатов «Адвокат премиум»

В одну из московских транспортных компаний устроился сотрудник на должность руководителя коммерческого отдела. По резюме он оказался наиболее подходящей кандидатурой, прошёл собеседование с участием сотрудника кадровой службы, гендиректора и сотрудника службы безопасности. После заполнил анкету, дал согласие на обработку своих персональных данных. Служба безопасности провела стандартную проверку предоставленных сведений: несоответствий не выявила, информации негативного характера — тоже.

Спустя полтора месяца выяснилось, что его реальные навыки не соответствуют заявленным в резюме. К задачам работник относился халатно, поэтому в компании решили с ним расстаться. Увольнение прошло мирно, по обоюдному согласию сторон, на словах человек сам признал, что не соответствует предъявляемым к занимаемой им должности требованиям.

Но спустя несколько дней после увольнения в адрес бенефициара и генерального директора компании поступило письмо с требованием о выплате работнику 500 000 рублей в течение суток, в противном случае он разгласит сведения, порочащие генерального директора, о его коммуникациях с руководителем одного из ключевых партнёров (госкомпания), а также иные сведения, ставшие ему известными в ходе исполнения обязанностей. Потому что действительно получил доступ к конфиденциальной информации.

Компания обратилась в правоохранительные органы, работник сознался, что его умысел был направлен не на получение денежных средств, а на личную месть.


Как выявить обман

Для соискателей первым звонком должны стать просьбы работодателя или кадрового специалиста оплатить что-либо. Даже расходы на обучение на себя берёт компания. Человек устраивается на работу, чтобы ему платили, а не он. Но вымогать деньги трудовые аферисты могут и другими способами — менее очевидными для соискателя.

Виктория Миролюбова
руководитель юридического отдела UTEAM

Недопустимы ситуации, когда работодатель требует при открытии счёта передать ему пароль от личного кабинета (банковского счёта) или уговаривает сотрудника вложить деньги в свой «выгодный проект» — по факту в финансовую пирамиду. Также должно насторожить предложение высокооплачиваемой работы с минимальным функционалом и отсутствием требований к опыту или, наоборот, с огромным функционалом за минимальные деньги.


Светлана Шиманская
руководитель карьерного центра Skypro

Нечестных работодателей можно вычислить с помощью открытых вопросов на беспокоящую тему. Важно не только слушать, что говорят работодатели, но и смотреть на эмоции и невербальные проявления — они могут стать сигналами опасности. И в случае с работодателями тоже можно проверить их «рекомендации». Лучше всего найти кого-то из компании или недавно уволившихся сотрудников — например, написать им в социальных сетях и задать вопросы, рассказать о своих сомнениях. Вероятность получить честную обратную связь гораздо выше, правда, и усилий придётся приложить больше.


Надежда Михина
партнёр ProPersonnel

О мошенничестве или недобросовестности работодателя стоит задуматься, если о компании большое число негативных отзывов в открытом доступе (просрочки по зарплате, серый доход, нарушение трудовых договорённостей и прочее), соответствующим образом не оформляются трудовые отношения, предлагается поработать бесплатно в качестве испытательного срока (исключением здесь могут быть стажировка, волонтёрство в компании с хорошим HR-брендом), на собеседовании требуют раскрыть конфиденциальную, инсайдерскую информацию о предыдущем работодателе.


Работодателям, которые опасаются принять в штат недобросовестного сотрудника или «крота», способного передать конкурентам ценные сведения, важно не пренебрегать проверками службы безопасности и тщательно проводить интервью. По мнению опрошенных «Секретом» экспертов, сегодня распознать ложь сложно на этапе первичного собеседования, потому что в последние 3–4 года стало модно прокачивать навыки самопрезентации. Поэтому важно оценивать не только сказанное, но и поведение, жесты.

Екатерина Макарова
директор по персоналу группы компаний Finbridge

Тревожным звонком может стать избыток вопросов HR-специалисту во время общения по телефону. Как правило, недобросовестные кандидаты записывают этот разговор и заканчивают на негативной ноте, чтобы им больше не перезванивали. Они-то своей цели достигли — получили нужную им информацию. Аналогичный случай может произойти и во время очного общения с кандидатом на этапе собеседования. Он чересчур хорошо знает о компании, задаёт вопросы, компрометирующие компанию, пытается выяснить Ф. И. О. руководителя, его местонахождение. И уже после трудоустройства новичок задаёт слишком много разных детальных вопросов, они будто бы уже заготовлены заранее и идут по чёткому плану, а не всплывают из контекста.


Инна Анисимова
генеральный директор коммуникационного агентства PR Partner

У нас было несколько случаев обмана, когда на собеседовании выяснилось, что соискатель с «безупречным знанием английского» не говорит по-английски. Это проверить легко, сменив язык во время интервью. Ещё приходили люди, которые рассказывали, что имеют целый пул лояльных журналистов, но, когда речь заходила о конкретных фамилиях, выяснялось, что человек вообще не в теме. Чтобы проверить знание русского языка и грамотность, мы даём тестовое задание. Может быть такое, что его выполнил кто-то за соискателя. И если обман не вскрылся на собеседовании, то, скорее всего, раскроется во время испытательного срока.


Алексей Дрозд
начальник отдела информационной безопасности «Сёрчинформ»

Сделать выводы о порядочности некоторых соискателей можно уже на этапе рассмотрения кандидата. У служб безопасности есть целые методики проверки: они исследуют различные базы на предмет разных нестыковок. Но некоторые процедуры можно выполнить и самостоятельно: попросить рекомендации у прошлых работодателей, проводить опросные беседы и использовать методы OSINT — то есть разведки по открытым источникам.


Что делать, если обманули

Если недобросовестность как компании, так и соискателя обнаруживается на этапе собеседования или даже до него, самое простое — прекратить этот диалог как можно раньше. Чем быстрее это сделаете, тем меньше финансовых рисков. В некоторых случаях есть шансы добиться законного наказания недобросовестного сотрудника или работодателя. Как сообщают опрошенные «Секретом» юристы, помимо ТК РФ, трудовые отношения регулируются также различными нормативно-правовыми актами: Налоговым кодексом РФ, постановлениями Правительства РФ, нормативными документами Роструда.

По словам Леонида Ковалёва, адвоката коллегии адвокатов «Адвокат Премиум», в случае допущения дисциплинарных проступков и иных видов нарушений работниками нужно проводить служебную проверку и фиксировать документально выявленные нарушения. При проведении проверки обязательно соблюдать требования ТК РФ. В случае причинения работником ущерба или убытков применять предусмотренные меры возмещения, в том числе обращаться с иском в суд, в правоохранительные органы — в случае хищений материальных ценностей.

Коллаж: «Секрет фирмы», depositphotos.com, Unsplash, [Unsplash License] (https://unsplash.com/license)