На месте не сидится. Как работодатели относятся к россиянам, которые часто меняют работу
По статистике*, до пандемии 40% российских работодателей негативно относились к специалистам, которые меняют работу чаще, чем раз в год. Но за последние пару лет таких соискателей на рынке труда появляется всё больше. Их называют джобхопперами (от англ. job hopping) или джобджамперами (от англ. job jumpers). Руководители компаний и карьерные консультанты рассказали «Секрету фирмы» об этом явлении, а также поделились своим мнением, насколько лояльны компании к частым сменам места работы кандидатами.
*Согласно опросу Superjob в 2019 году.
Кого считать джобхопперами
Феномен job hopping появился на рынке труда относительно недавно и чаще всего встречается среди представителей поколения Z и миллениалов. Во многом появление джобхопперов связано с ростом популярности удалённой и проектной занятости в онлайн-пространстве.
Парадигма «одна профессия на всю жизнь» больше не актуальна. Сейчас сотрудникам крайне важно чувство свободы, возможность самовыражения и самореализации. Поиск своего места в мире и сподвигает людей становиться джобхопперами.
Период, как часто должен менять работу человек, чтобы считаться джобхоппером, довольно расплывчат.
Я слышала много определений для job jumpers — джамперы, хопперы, прыгуны и даже летуны. Обычно все они применялись к людям, которые меняют место работы как минимум два раза в год.
Одна из главных причин частой смены работы — отсутствие страха перед увольнением. 17% россиян получают дополнительный заработок. Такие люди проще относятся к смене работы, так как у них уже есть альтернативный источник дохода.
Сейчас сотрудник может одновременно находиться в штате компании, работать над собственными проектами как фрилансер, быть самозанятым и открывать свой бизнес. Если человек не получает желаемый результат или комфортные условия на работе, он найдёт их в другом месте. Поколение Z не готово тратить годы на обещания и далёкие перспективы.
Международные тренды
Весной-летом 2021 года американцы стали увольняться активнее, чем когда-либо с начала XXI века. Исследования Prudential Financials показали, что каждый четвёртый житель США планирует менять место работы в ближайшем будущем.
При этом в некоторых странах сохраняется консервативный подход к рынку труда, где частая смена работы не приветствуется.
Во многих странах к феномену job hopping относятся довольно позитивно, так как это создаёт хорошие условия для получения разносторонних профессиональных навыков. Но в Западной Европе люди часто привязаны к своему месту работы. К примеру, в Италии, Франции и Германии в среднем сотрудники работают более 10 лет в одной компании. В Японии также не принято часто менять работу.
Однако и в этих странах в некоторых сферах джобхоппинг стал нормой.
В Европе давно распространён тренд на временное сотрудничество с кандидатами. Их берут на проектную работу в формате аутсорсинга с прописанными конкретными KPI. В маркетинге и консалтинге кандидаты со свежими знаниями, инновационными идеями и опытом работы в разных бизнес-моделях ценятся значительно больше, чем люди с 10–15-летним стажем на одной должности или в рамках одной компании. В России же мы только начинаем подхватывать этот тренд.
Какие профессии популярны среди джобхопперов
В России средний стаж составляет 8 лет. Тенденция job hopping в основном распространена в больших городах. Она вызвана тем, что на рынке вакансий предложений о работе намного больше, чем соискателей, и у кандидатов есть большой выбор. Job jumpers встречаются в каждой отрасли. Но в некоторых профессиях частая смена работы приветствуется, а в других, наоборот, считается явным минусом кандидата на должность.
Job hopping распространён в онлайн-бизнесе, где в большинстве работают динамичные люди, нацеленные на быстрый результат. В таких сферах, как строительство и производство, ситуация противоположна. Там сотрудники остаются более традиционными, и они менее подвержены динамике.
В линейных вакансиях, ретейле, сфере обслуживания традиционно большая текучка кадров. Но эйчары воспринимают таких кандидатов как нестабильных. Лояльнее к джобхопперам относятся в прогрессивных компаниях, занятых в сфере высоких технологий. Для них джобхоппер — человек с разнообразным опытом, легко обучаемый и подвижный. А эти качества работодатели научились ценить.
Job hopping регулярно встречается в IT, PR, копирайтинге и дизайне. Эксперты в этих отраслях часто нанимаются на проектную работу.
Как работодатели относятся к джобхопперам
Шансы на трудоустройство будут выше, если кандидат аргументирует перемену мест.
Во время интервью начальнику важно узнать причины частой смены деятельности. Когда человеком движет желание развиваться, обучаться и получить разносторонний опыт — это одно. А если он живёт в бесконечной гонке за высокими гонорарами — это абсолютно другое.
Но даже хорошая аргументация карьерного пути не даёт гарантии, что вас возьмут на работу. Всё зависит от политики компании и её планов на сотрудника.
Если компания собирается вкладываться в сотрудника на 5–6 лет вперёд, отношение к «прыгунам» будет негативное, потому что это не вписывается в корпоративную культуру роста и продвижения сотрудников.
Частую смену работы не приветствуют и на руководящих должностях. Считается, что в управлении нужно проработать как минимум три года. В первый год происходит адаптация к бизнес-процессам. На втором — внедрение собственных стратегий. И только к концу третьего года виден результат работы.
Многие работодатели считают, что ценность кандидата тем выше, чем больше индустрий, корпоративных культур, локаций он поменял, так как это говорит о богатом опыте. И в той компании, которая ему понравится, он задержится надолго и принесёт ценность в долгосрочной перспективе. На мой взгляд, в большинстве случаев это опасное заблуждение. Такой кандидат заботится больше о своей карьере, нежели о том, какую пользу он принесёт текущему работодателю. Практика показывает, что такие сотрудники гонятся за более высоким материальным вознаграждением и ориентируются на достижение краткосрочных результатов, которые легко «продать следующему работодателю». И их не интересуют долгосрочные цели компании.
Что говорить джобхопперам на собеседованиях
Эксперты, опрошенные «Секретом», дали несколько рекомендаций, которые помогут получить должность, если у вас за плечами длинный карьерный путь:
- Докажите, что вы часто меняете работу, чтобы стать профессионалом в своей сфере.
На собеседовании нужно суметь грамотно объяснить частую смену работы. Если вы совершаете это из желания накопить профессиональный багаж, достигнуть быстрого профессионального роста — это очень хорошо. Значит, и на новом месте вы будете стремиться к развитию. Не забудьте об этом сказать на интервью.
Будьте предельно честными на собеседовании. Вот примеры логичных формулировок смены деятельности: ● «Я изначально выходил на проект и знал, что через год контракт закончится». ● «Я недооценил ситуацию и приходил в эту компанию с другими ожиданиями, не почитал отзывы о ней». ● «Мне поступило предложение, о котором я давно мечтал, и поэтому я ушёл». ● Покажите осознанность своего выбора, а не подход «плыву по течению».
- Подробно опишите все свои карьерные достижения в резюме
Сделайте резюме не в хронологическом формате, а в функциональном. Сначала опишите навыки, умения и достижения, а уже после перечислите компании, в которых вам удалось получить данный опыт. Таким образом скачки будут менее заметны, а внимание потенциального работодателя сфокусируется на ваших уникальных знаниях и компетенциях.
Я всегда советую кандидатам с «рваным» резюме обозначать конкретные оцифрованные результаты на каждом месте работы. Это поможет не затеряться среди тысяч кандидатов при отборе HR-специалистами.
- Соберите мнения предыдущих работодателей
Попросите рекомендации с мест. Это может быть характеристика на фирменном бланке компании или телефон бывшего работодателя, с которым сможет связаться ваш потенциальный руководитель.
Аргументируйте свою мотивацию не от (были плохие условия или что-то не понравилось), а к (поиск возможностей для раскрытия своего потенциала).
Помните, что рынок труда в настоящий момент на стороне кандидата. Чётко сформулируйте свои карьерные цели, и тогда вы увеличите шансы на то, что попадёте в компанию, которая раскроет ваш потенциал и предоставит лучшие условия работы.
Job hopping только набирает обороты в России. Но с массовым переходом в онлайн спрос на экспертов, которые могут быстро и качественно выполнить краткосрочные проекты, постоянно растёт. И вместе с ним меняется отношение к сотрудникам, которые часто меняют место работы.
Коллажи: «Секрет фирмы», depositphotos.com, freepik.com, Unsplash