Чем опасны сотрудники-выскочки и как с ними работать — откровения руководителей
Излишне активные работники встречаются практически в каждом коллективе. Выскочки постоянно предлагают идеи, даже когда их об этом не просят. Такие сотрудники уверены, что коллеги и руководитель многого не знают, а им, напротив, известно всё. Вот только недовольство коллектива из-за поведения такого работника — лишь малая часть проблем, с которыми может столкнуться компания. «Секрет фирмы» вместе с экспертами разобрался, как работать с сотрудниками-выскочками и нужно ли их ставить на место.
Сотрудники-выскочки — кто это?
Статистика говорит, что 49% всех конфликтов на работе происходит из-за личностных взаимоотношений и затронутого эго. И выскочки — это одни из тех сотрудников, кто чаще всего провоцирует коллег, подвергая сомнению их компетентность в рабочих вопросах.
Сотрудники-выскочки могут быть токсичными. Своим поведением и собственным «Я» они вносят деструктив в рабочую атмосферу компании. Выскочки хотят быть постоянно на виду и доказывать коллегам, что знают и умеют больше. В коллективе к таким сотрудникам всегда неоднозначное отношение.
Амбициозный и чрезмерно инициативный сотрудник часто настолько уверен в себе, что раздаёт «ценные» указания, только поверхностно изучив проект.
Каждый руководитель в своей практике имел случай, когда какой-нибудь не в меру рьяный сотрудник вмешивался в проект, не зная общей стратегии и не видя всей картины. Это редко шло на пользу компании. А если выскочка делал что-то, не согласовав с руководителем, то могло и сильно повредить проекту.
Но руководителям стоит помнить, что у выскочек есть и свои преимущества. Например, умение генерировать идеи и решать сложные задачи, а также лидерские качества.
Очень часто считают, что выскочка — это беда для фирмы. Но при правильной направленности он может стать ключевым специалистом. Отличить такого сотрудника легко: он умеет обосновывать свою позицию и его мнение не всегда совпадает с прямым руководителем.
Если же выскочка часто предлагает необдуманные решения и беспрекословно поддерживает позицию руководителя «для слова», из него не получится хороший лидер.
Активные работники могут быть разными. Одни из них действительно горят своим делом и работают на благо компании, другие же только изображают бурную деятельность.
У меня были активные сотрудники, которые занимались тем, что перекидывали свою работу на других, а сами бездельничали. Но встречались и те, кто действительно горел работой и брался за любые задачи.
Виды сотрудников-выскочек
В моей практике были два типа сотрудников-выскочек:.
- «Хотел как лучше — получилось как всегда»
Чаще всего это молодые, неопытные сотрудники или просто новые специалисты в компании, которым ещё не хватает квалификации и знаний о внутренних процессах. Они замотивированы на работу, стараются изо всех сил, жаждут развития и высоких результатов. И в то же время такие сотрудники иногда откровенно «лажают» из-за излишней старательности.
К первому типу могут относиться и очень ценные и перспективные кадры, которые в силу неопытности не понимают общую стратегию и не видят, что их инициативы мешают целям компании.
В моей практике были яркие примеры таких выскочек. Слишком старательный исполнитель, желая обеспечить налогового инспектора как можно более полной информацией, раскрыл конфиденциальные коммерческие данные, не входившие в область интересов налоговой и в план проверки. Компании пришлось провести переговоры с налоговыми инспекторами, чтобы зафиксировать, что данные нельзя разглашать. С сотрудником провели разъяснительную работу, а также организовали внеочередной внутренний тренинг. К счастью, специалист запомнил урок, стал более вдумчивым и в сложных случаях впредь консультировался с руководителем.
Был ещё случай, когда работник, желая как можно быстрее ответить важному клиенту, нечаянно переслал ему всю внутреннюю переписку.
С такими выскочками не нужно бороться — их надо обучать. Проводить внутренние тренинги по политикам и процессам, максимально вовлекать в мероприятия и выделять опытного внутреннего ментора, который постепенно погрузит новичка во внутренние процессы и даст совет в нужный момент.
- «Я сам лучше знаю, как надо»
Это, наоборот, очень опытные сотрудники и эксперты в своей теме, которые считают себя более умными и опытными, чем руководитель. Они работают по своему внутреннему плану и не согласовывают его со смежными департаментами или с руководителем, как будто соревнуясь за результат.
Один «звёздный» коммерческий директор объединённой компании, не согласовав общую стратегию, провёл свою встречу с крупным клиентом за день до больших переговоров. В результате заказчик использовал эту внутреннюю раскоординированность в своих целях и потребовал обещанных ему условий на общей встрече. Из-за этого компании пришлось идти на уступки. С экспертом поговорили, снизили годовую премию и запретили общаться с клиентами один на один. И хоть его и перевели в интересный проект, где он мог использовать свой потенциал, выскочка перестал оцениваться как высокопотенциальный специалист для топ-менеджмента. Через некоторое время он покинул компанию.
Принимая на работу звезду, руководитель должен понимать, что такой сотрудник может быть или локомотивом бизнеса, или бомбой замедленного действия. Поэтому для собеседований нужно сразу разрабатывать специальную программу.
Стоит ли брать выскочку в штат компании
Некоторые руководители уверены, что чрезмерно инициативные сотрудники, которые постоянно подвергают сомнениям идеи руководства, не способны принести пользу компании. И нанимать их на работу однозначно не стоит.
Если в компании регулярно появляются выскочки, нужно менять всю систему отбора персонала и искать людей, чьи ценности совпадают с вашей корпоративной культурой. Сотрудники должны поддерживать идеи компании.
Другие, опрошенные «Секретом», эксперты уверены, что в первую очередь в процессе рекрутинга нужно смотреть на личные качества человека и его потенциал.
Присмотритесь к личности человека. Оцените его навыки и компетенции и постарайтесь сразу понять, насколько они нужны компании. Подумайте, как направить энергию и уверенность потенциального сотрудника. Именно такие "выскочки" отлично проявляют свои лидерские качества при решении сверхзадач и освоении новых направлений бизнеса.
Важна не только личность кандидата на должность, но и особенности характера его будущего руководителя. Управлять инициативными сотрудниками смогут далеко не все работодатели.
Выскочкам сложно работать с авторитарными руководителями, которые не приветствуют инициативу. Даже если они будут прекрасными специалистами, то надолго не задержатся в компании.
Как реагировать на поведение выскочек
Поведение токсичного сотрудника вредит качеству работы всего коллектива и может привести даже к увольнениям. По опросам, 38% сотрудников хотят уйти с работы из-за токсичной среды. Поэтому, если сотрудник со сложным характером уже работает в компании и на него поступают жалобы коллег, проблему нужно оперативно решить. В первую очередь следует поговорить с ним о сложившейся ситуации.
Поговорите с перспективным сотрудником в нерабочей обстановке. Объясните, какие есть последствия такого поведения в коллективе. Чтобы умерить пыл выскочки, подробно разберите все его предложения. Здесь важно показать, что анализу подвергается сама суть идей, а не личность предложившего. Обычно нескольких разборов достаточно, чтобы сотрудник немного успокоился. Но при этом важно не перегнуть и не уничтожить на корню все инициативы от этого работника.
Перед разговором убедитесь, что специалист знает обо всех правилах компании. Если это новый сотрудник, вполне возможно, что он мало осведомлён о корпоративной культуре и принятых в коллективе нормах.
Ставить сотрудника на место необходимо только в тех случаях, если он осознанно нарушает установленные правила, которые ему хорошо известны. Во время разговора нужно проговорить положительный и отрицательный сценарии развития событий при повторном нарушении, чтобы такого больше не повторялось.
Если руководитель может повлиять на сотрудника с помощью мотивационных методов, у коллег выскочки нет таких рычагов давления. Но сотрудники могут использовать психологические приёмы.
Работающий способ осадить коллегу-выскочку — это вывести диалог на конкретный результат его труда, который может не соответствовать высоким амбициям. Человека поставит на место рейтинг по показателям бизнеса или конкретные KPI. Особенно если его показатели ниже, чем у ведущих экспертов.
Самый эффективный способ ответить выскочке — осознанный вопрос. Например, вашу работу обесценивают фразой «Это не результат, тут 5 минут работы». Спокойно спросите коллегу, почему ему важно дать обратную связь именно в такой форме. Или что он хотел донести до вас этой фразой.
Вопросы прекрасно работают, потому что поведение выскочки продиктовано его глубинными страхами. Он защищается, нападая, а его комментарии не несут смысла и конструктива. Вопрос же призывает его не к эмоциям и инстинктивному поведению, а к логике и смыслу. Коллега, скорее всего, попытается ответить негативом. И тогда вопрос можно повторить ещё раз.
Ещё один метод — «Бей по траве, дабы спугнуть змею». Смысл заключается в том, чтобы сделать тайные действия оппонента явными. В прошлой компании у меня была коллега, которая любила на совещании с руководителями невзначай сказать о том, что она недовольна результатами нашей работы. При этом один на один выскочка общалась довольно мило. На вторую попытку обесценить нашу работу я ответила прямолинейно: «Заметила, что на совещании, в присутствии руководителей, ты даёшь обратную связь о проблемах, которые видишь в моей работе (к слову, которых не существует). При этом у нас с тобой есть персональные коммуникации, где мы можем обсуждать такие вопросы. С какой целью ты выбираешь такой формат?» Токсичная коллега сразу же начала оправдываться и больше комментариев в мой адрес не поступало.
Не стоит забывать, что иногда выскочки — это перспективные сотрудники, которые нуждаются в опытном наставнике. Их энергию просто нужно направить в правильное русло.
Несколько лет назад к нам обратилась инжиниринговая компания, чтобы найти замену менеджеру по продажам. Сотрудник был как раз таким выскочкой. Помимо своих проектов он постоянно лез в проекты коллег с непрошенными советами. Естественно, такое вмешательство негативно отражалось на эффективности работы всей команды.
Когда мы начали искать кандидатов, выяснилось, что на рынке таких специалистов единицы. И оставить сотрудника было разумнее, чем уволить. Руководство компании решило открыть новое направление по работе с европейским рынком. И эту непростую задачу поручили амбициозному сотруднику. Можно сказать, что его изолировали от команды и дали возможность единолично трудиться над своими проектами, никому не мешая. В результате на новом поприще он себя прекрасно проявил.
В каких случаях сотрудника надо увольнять
Иногда выскочки из-за своей самоуверенности и импульсивности делают ошибки, которые наносят непоправимый вред компании. И в таких случаях всё, что может сделать руководитель, — это попрощаться с сотрудником.
У меня был сотрудник, который, несмотря на тренинги и разъяснения, несколько раз нарушил этический кодекс. Он опубликовал непроверенные данные о конкурентах, считая, что так он «помогает» своей компании. В результате приходилось отвечать на официальные претензии от профессиональной ассоциации, куда жаловались конкуренты. Разумеется, после такого сотрудника пришлось уволить.
Выскочки уделяют много внимания продвижению своих идей, забывая о своих прямых обязанностях. По данным hh.ru, исполнительность квалифицированных специалистов на 25–30% меньше, чем того бы хотели руководители. Если у сотрудника неверно расставлены приоритеты, он не принесёт пользу компании.
Инициатива — это только дополнительный ресурс. Намного важнее элементарная исполнительность. Конечно, умеренные дозы инициативы оживляют коллектив и позволяют лучше выполнять работу. Но чрезмерная активность, напротив, убивает групповую динамику.
Сотрудник-выскочка так же вреден для организации, как и саботажник. Руководитель, принимая управленческие решения, ориентируется на своего среднестатистического подчинённого с определённым уровнем навыков. Наличие «рок-звезды» в коллективе ведет к разрушению команды, так как другие сотрудники начинают ощущать себя недостаточно компетентными. Из-за этого у многих специалистов появляется синдром выученной беспомощности, что отражается на показателях.
Будет ли выскочка ценным перспективным сотрудником или проблемным работником, зависит лишь от личных качеств человека, его мотивации и поддержки опытного руководителя. У чрезмерно активных людей есть свои сильные стороны. И грамотно их используя, можно воспитать хорошего руководителя и уверенного лидера внутри компании.
Часто выскочками называют людей с собственным, отличающимся от популярного, мнением. Они знают свою работу, хотят быть полезными компании, не боятся высказывать здравые опасения по поводу сложившихся практик и предлагают варианты, будучи готовыми взять на себя все обязательства и риски. Нужно ли ставить их на место? Нет. Если в коллективе все сотрудники думают одинаково, возникает так называемое групповое мышление. Компания перестаёт развиваться и в итоге проигрывает в конкурентной борьбе.
Тем не менее опрошенные «Секретом» эксперты говорят, что, если руководство нацелено на повышение продуктивности, важно не допустить группового мышления и поощрять новые идеи, конструктив и инициативу. Умение высказать критику грамотно, обоснованно и не задевая чувств — это определённо сильная сторона сотрудника.
Коллаж: «Секрет фирмы», depositphotos.com, freepik.com, Unsplash