secretmag.ru
Выживание4 мин.

Турецкий поток, китайские раздумья. Что происходит с импортом товаров в Россию

К середине марта 2022 года ввоз товаров из Европы в Россию снизился более чем наполовину. Вопреки ожиданиям, сократились потоки и из Китая, сообщила президент таможенного брокера КВТ Юлия Шлёнская. По просьбе «Секрета» она рассказала, как на текущий кризис смотрят участники внешнеэкономического бизнеса и кто — Турция или Казахстан — станет новым хабом для поставок в РФ.

Европейские водители отворачивают от России

Максимальное падение перевозок и таможенного оформления импортных товаров приходится на европейские поставки. Там снижение достигло 65–70%. Кое-какие машины едут, но мы видим, помимо ограничений по вывозу товаров, существенную нехватку водителей. Они не рвутся брать заказы на Россию, и это понятно: неизвестно, доедешь или развернут в пути; если застрянешь, то как надолго; не будет ли проблем с обратным пересечением границы. При наличии выбора других направлений российское не самое привлекательное.

В более или менее нормальном режиме идут отгрузки медикаментов, поэтому нехватка некоторых лекарств в российских аптеках не совсем понятна: здесь не вводились ограничения, логистика прихрамывает, но не настолько, чтобы рынок остался без лекарств, в том числе инсулина. Медицинское оборудование при наличии документа об отсутствии двойного назначения также едет практически нормально.

Турция пойдёт по пути Белоруссии

Сейчас всё внимание сосредоточено на Турции. Её видят как некий спасительный мостик между Европой и Россией. Если ничего не поменяется ни со стороны России, ни со стороны Турции, то она действительно станет крупнейшим хабом для европейско-российских перевозок.

Она удобна с точки зрения логистики, а также имеет релевантный опыт. Ни для кого не секрет, что Турция долгое была перевалочным пунктом для товаров, которые запрещены для экспорта в Иран. Так что навык перетарки, переоформления документов на экспедиторскую компанию у турков есть.

Но это совершенно не похоже на схему с «белорусскими креветками», потому как в Белоруссии оформлялся товар, запрещенный к ввозу в Россию самой Россией. Теперь же ситуация противоположная. В Турции оформляется товар, который с точки зрения российского законодательства никаким образом ничего не нарушает. Он нарушает европейские правила и предписания.

Надо понимать, что это совсем не дешёвая история. Турция, понимая, в какой ситуации оказалась Россия, планирует в этих условиях как минимум заработать, а как максимум — нажиться.

Покупательская способность в таких условиях быстро уменьшается. Поэтому предполагаю, что доставляться обходными путями из Европы будет только то, что необходимо: оборудование, запчасти к нему, сырьё и т. д.

Китай не спешит на помощь

Все надеялись на Китай, ждали, что он воспользуется ситуацией и начнёт планомерно забирать себе освобождающиеся ниши. Но этого не происходит. Китай занимает выжидательную позицию, и кое-где и на этом направлении наблюдается снижение. Оно, конечно, не столь значительное, как по Европе.

Пока российские импортёры получают поставки, заказанные до специальной операции. Но с новыми заказами появляются проблемы, возникают перебои с платежами.

В большей степени негативно на торговлю с Китаем влияет то, что КНР пытается угодить «и нашим и вашим». Китайское правительство не хочет попасть под опалу США, а потому не торопится занимать вакантные места.

Допустим, по ряду товаров, таких как электроника, микрочипы и т. д., китайские поставщики с осторожностью говорят об отгрузках, поскольку санкции Штатов для них нежелательны. Во многом это оттого, что их акции торгуются на международных биржах, компании получают американское кредитование.

Один из крупнейших поставщиков электроники в Россию — не можем называть компанию — сообщил нам в частной беседе, что закупки идут до 25 марта, потому что 26-го вступают в силу новые санкции США. И они не приняли окончательного решения о том, продолжать ли поставки.

Также мы вели переговоры с китайским поставщиком электроинструмента, который вполне может занять место Makita и Bosch. И им, так скажем, и хочется и колется.

Поэтому сложно говорить о том, что китайское направление активизировалось. По всей видимости, они ждут российскую делегацию высокого уровня, которая поедет обсуждать сложившиеся обстоятельства и новые условия сотрудничества.

А что Казахстан?

В суете звучат размышления о том, что и Казахстан мог бы стать хабом между Россией и Европой по аналогии с Турцией. Но, во-первых, Казахстан исторически ориентирован на товары из Китая. Во-вторых, никому в здравом уме не придёт идея прокладывать логистику из Европы в Россию через Казахстан: это невыгодно и странно. И вдобавок там тоже только бизнес и ничего личного: казахские компании радостно потирают руки и повышают тарифы.

Кроме того, казахские предприниматели понимают потенциальную опасность своего положения, находясь в одном ряду с Белоруссией и Россией.

Промежуточные итоги и прогнозы

Настроения в отрасли разные в зависимости от того, на каком потоке сидели импортёры и таможенно-логистические компании. Варьируются от нейтрального до панического — со всеми остановками вроде уныния и пессимизма.

Однозначно: расходы импортёров вырастут, неважно, какое направление — Европа или Китай.

Если пытаться проводить параллели с кризисами 2008, 2014 годов, то, если бы мы сейчас находились в состоянии плато, зафиксировались бы в существующей точке, на устранение последствий эмбарго ушло бы 3–5 лет. Это при условии, что задействуется реальное российское производство, перестраиваются логистические схемы и в ударном режиме нивелируются последствия кризиса. Если мы увидим какую-то либерализацию ситуации с нашей стороны или со стороны Запада, вероятно, процесс пойдёт быстрее.

Сейчас мы смотрим предложения, которые выдвигает правительство России. Там есть здравые вещи. 17 марта будет обсуждение мер поддержки бизнеса в Торгово-промышленной палате, мы также готовим свои предложения.

Сегодня мы находимся на пике кризисной ситуации. А, как будем из неё выходить, надеюсь, станет яснее до конца марта.

Коллаж: «Секрет фирмы», Unsplash, [Unsplash License] (https://unsplash.com/license)