secretmag.ru
Истории

«Таксист приходил меня убивать». Интервью с гендиректором Gett в России

Анатолий Сморгонский — о положении на рынке и как без прав возил по Москве клиентов
Из-за пандемии заказы в сервисе такси Gett упали на 80%, но компания стала выполнять в 5 раз больше заявок на курьерскую доставку. Гендиректор Gett в России Анатолий Сморгонский рассказал «Секрету» о трансформации бизнеса, а также о том, почему он не боится конкуренции с недавно вышедшим в Россию «китайским Uber» и как чуть не стал жертвой расправы со стороны разъярённого таксиста.

Справка «Секрета»

Анатолий Сморгонский, предприниматель, генеральный директор Gett в России с ноября 2019 года. До этого работал на руководящих должностях в «Вымпелкоме» (бренд «Билайн»), «Ростелекоме» и Tele2. В 2013–2015 годах возглавлял компанию «Скартел» (бренд Yota). В свободное время развивает свой винный бар и магазин.

О конкурентах и партнёрах на рынке такси

— Gett на российском рынке более восемь лет. Сейчас ваша доля — всего 5% (по данным Аналитического центра при правительстве). Почему так мало? Почему вас обошли те, кто запустился позже?

— Не могу сказать за все восемь лет, я в Gett девять месяцев. По апрельским данным Дептранса Москвы, доля рынка по поездкам у нас 4%. Это важный показатель. Но мы в первую очередь смотрим на выручку и прибыльность операций. На этом делают акцент акционеры компании.

Глобально Gett хочет стать SaaS-платформой (Software as a Service, программное обеспечение как сервис. — Прим. «Секрет фирмы»), которая агрегирует различных поставщиков транспорта и доставки для больших компаний.

Расти по доле рынка, сжигая деньги, — такой цели не стоит. Gett в России сфокусирован на B2B, где повышенные требования к сервису и комфорту. В этом секторе мы оцениваем свою долю в 25–30%. Наша основная цель — расти в B2B прежде всего в деньгах, но деньги здесь пропорциональны количеству поездок. А в B2C у нас в приоритете комфорткласс, бизнес и премиум.

— Но у вас есть и эконом.

— Мы первыми в мире в B2С-сегменте сделали виртуального оператора такси экономкласса — вместе с коллегами из «Ситимобила». Их водители с высоким рейтингом могут получать заказы через наше приложение. Пассажиры Gett не теряют в качестве получаемой услуги, а мы быстрее и лучше обслуживаем клиентов. Некий win-win.

«Ситимобил» уже создал значительную сеть водителей, она больше, чем у нас. Хоть мы и сфокусированы в B2B и на премиальных классах, всё равно получаем много запросов от клиентов в экономклассе. Вот этот спрос мы и передаём «Ситимобилу». А сами, по сути, становимся агрегатором агрегаторов. Маленькие локальные партнёры у нас тоже есть.

— Весной проходила информация о том, что Gett и «Ситимобил» могут объединиться. Сохраняются ли эти планы?

— Это из разряда «одна бабушка на заборе написала». Важно понимать, что сделка с «Ситимобилом» — это не сделка с капиталом. Это просто партнёрство. Мы поставляем заказы, а «Ситимобил» отфильтровывает водителей, которые не соответствуют нашим критериям, и выполняет эти заказы. Этим партнёрством мы заменили собственные инвестиции в набор водителей в классе эконом.

— Многие конкуренты — часть мощных экосистем. Можете ли вы бороться с ними на равных, не имея за спиной поддержки IT-гигантов?

— Вы продолжаете настаивать на том, что нам надо с кем-то бороться. Попытаюсь вернуть вас в некоторую асимметричность бизнес-модели Gett. Большие игроки бьются за долю рынка в масс-классах. Мы же фокусируемся на премиальных классах и корпоративном сегменте. Действительно, у нас есть несколько больших групп, которые сейчас двигаются в сторону экосистем. Сбербанк собирает вокруг себя определённые сервисы, «Яндекс» является частью собственной экосистемы, больше никуда своей сервис не отдаёт. Рядом Mail.ru Group, «Мегафон» и «Ситимобил». Мы в эту экосистему встроились своим экономом. Но есть ещё ряд брендов-экосистем, которым очень нужно такси. Они не собираются жить ни с теми, ни с другими, потому что они с ними напрямую конкурируют. Вот для таких ребят мы очень полезный и нужный игрок.

— Кто ваши партнёры сейчас и с кем планируете сотрудничать в будущем?

— Мы в партнёрстве с кучей банков. Они используют такси как элемент своих экосистем, не создавая собственный сервис. С «Открытие брокер» была коллаборация — участники программы лояльности банка могли потратить бонусные баллы на поездки в такси. Yota в апреле доставляла SIM-карты с помощью Gett. Запустили партнёрство с Tele2, ведём переговоры и с другими телекомами.

Также у нас давняя коллаборация c VISA: есть вы привязываете их премиальную карту в нашем приложении, то получаете скидку 15% на поездки в Gett Premium. Во время истории с пандемией, когда доставка выросла в пять раз, мы расширили партнёрство и запустили ещё 15% скидки по всем картам VISA на доставку. Мы даже опередили в этом своих израильских и британских коллег, они сейчас перенимают опыт.

— Китайский сервис заказа такси Didi идёт в Россию. Представители рынка сообщают, что уже в августе «китайский Uber» запустится в Казани. А до января появится в Москве, Санкт-Петербурге, Нижнем Новгороде и Екатеринбурге. Как новый игрок повлияет на рынок?

— Насколько я знаю, Didi сфокусирован на классе эконом. Так что в этом сегменте возможно обострение конкуренции, хотя там и так идёт жесткое соперничество — локальные игроки у нас достаточно сильные.

Вспоминаю свой опыт в телекоме: китайские Huawei и ZTE выходили с хорошим ценовым предложением. По сути, демпинговали. Вряд ли выход Didi станет исключением. Думаю, стратегия будет именно такой. Для потребителя, наверное, неплохо. А нам разнообразие партнёров только на руку. Но время покажет. Например, заход Uber обернулся совместным предприятием с «Яндексом».

Плюс нужно учитывать ситуацию с COVID-19. До конца года на 100% рынок такси не восстановится. Есть ли смысл выходить на рынок, когда он сжался — большой вопрос. И осенью может быть вторая волна коронавируса. Я читаю СМИ, общаюсь с друзьями и коллегами из других стран и знаю, что у некоторых стран были повторные закрытия на карантин. Не хотелось бы думать про такой неприятный сценарий, но всё может быть.

О такси во время и после пандемии

— Насколько сильно упал рынок по время вспышки коронавируса?

— Спрос на такси упал во время карантина на 85–90%, а премиальный класс — вообще пришлось на время закрыть. Сейчас спрос на такси немного восстановился, практически до 60%. Зато доставка у нас вырастала более чем в пять раз. Консервативные люди, которые раньше ей не пользовались, научились это делать. И, похоже, им понравилось.

— В июне компания Gett достигла прибыльности в каждой из трёх странах присутствия: в Израиле, России и Великобритании. Вы можете назвать цифры по нашей стране?

— Мы же не публичная организация. И отдельно по странам не комментируем. Но российская команда совершила чудо: июнь — лучший месяц в истории Gett в России, несмотря на карантин.

— Как вы это сделали?

— Нам повезло. Мы начали перестраивать компанию в октябре. За три месяца сделали несколько серьёзных вещей и для отрасли, и для Gett в России.

Первое — переделали большинство бизнес-процессов. Нам удалось сократить количество уровней управления с шести до четырёх. Второе — сделали партнёрский маркетинг: ушли от прямой рекламы, теперь запускаем коллаборации. Третье — оптимизировали множество ненужных расходов.

Мы поняли, что вырастет доставка, но никто не знал, насколько она выстрелит. Обратились напрямую к водителям и таксопаркам с просьбой переключаться в класс Delivery — в приложении поставили «доставку» вместо эконома на первую кнопочку.

Многие компании, которые были в нашей B2B-базе, перешли на удалённый режим работы и начали пользоваться доставкой. Кому-то нужно было привезти ноутбук, кому-то документы. В разы выросла доставка продуктов у наших партнёров «Вкусвилла» и «Азбуки вкуса»

— Изменил ли коронавирус что-нибудь навсегда? И что будет дальше?

— Мы уже никогда на постоянной основе не будем выводить всех сотрудников в офисы. Отказались от трёх этажей, оставили один, там стоят серверы, лежат документы. Мы отлично перешли на новую бизнес-модель и стали более эффективными. Сотрудники прекрасно работают из дома. Или откуда угодно.

Про будущее — мне кажется, что на рынок больше будет влиять пересмотр всеми своих моделей работы. Два долгосрочных тренда: рост доставки и цифровизация всего и вся.

— На официальном сайте Gett сказано, что сервис работает в 72 городах России. Но реально заказать такси в некоторых из них нельзя — приложение пишет, что «район не поддерживается». При этом несколько лет назад Gett в эти города заходил. Что у вас происходит с регионами? Планируете ли расширять экспансию?

— Во время вируса в регионах вообще ничего нет. Они сильно сжались. Для наших корпоративных клиентов остался B2B-бизнес. Пока мы не нашли единого партнёра, который бы возил во всех регионах. Где-то возим сами, где-то сотрудничаем с тем же «Ситимобилом», а где-то приходится привлекать локальных игроков. Пока не буду говорить про бренды и города, которые мы подключим. Но Gett, как агрегатор агрегаторов, хочет собрать такую конструкцию, чтобы в каждой территории у нас был правильный партнёр. Который оказывает сервис и вместе с нами зарабатывает. Это касается не только регионов России, а глобальной стратегии Gett.

О работе таксистом и изменениях в закон

— Когда вы пришли в Gett, какое-то время поездили водителем. Как вам этот опыт?

— После прихода в компанию я пять недель не принимал никаких решений, просто работал на разных позициях. Таксистом в том числе. Я помню этот день. Сел в такси, доехали до Трёхгорки — знаю, что там народу много. Ну, думаю, сейчас буду эффективно бомбить. И тут понимаю, что я без прав — забыл их в машине, на которой приехал на работу. Хорошо, что в салон сел клиент, который ехал в нужную сторону. В итоге забрал права.

Второй заказ был B2B, две сотрудницы крупного банка. В Бутово. Ехал, наверное, час двадцать. Девушки были из какой-то бухгалтерии, и я про их личную жизнь узнал, кажется, вообще всё. Беседовали про мужей, про каких-то мам, про то, кто кому чего сказал. У меня играет Metallica, прибавил громкость— не могу все эти разговоры слушать. Они говорят: сделай тише. Печеньками угощали. В тот день я отработал все восемь часов, были все пятёрки. Пассажиры попались адекватные.

— Осенью вы в числе других агрегаторов заявили о том, что новый законопроект о такси спровоцирует уход водителей в серую зону. По вашей информации, какова судьба этого законопроекта? И какова ваша позиция по нему?

— Сейчас есть две редакции законопроекта, одна совсем нехорошая, другая нормальная. Во втором случае интересно прописана история о том, что теперь будут только лицензированные такси. Мы это приветствуем. Также в новом документе сказано, что мы в явном виде должны создавать лендинг или сайт, где будут прописаны все партнёры-перевозчики. Так клиент поймёт, кто его везёт. Часто бывает, что машина обклеена одним брендом, а едет по заказу другого. Мы и сейчас, кстати, показываем, кто наш партнёр, информируем. Законодательство меняется, но мы во многом действуем с опережением. Например, давно страхуем водителей и пассажиров в поездке на сумму до 2 млн рублей.

Ещё одно из новых требований — водителями должны быть сотрудники таксопарков. Исключается возможность передачи разрешения на таксомоторную деятельность третьим лицам. Это важно, потому что иногда мы сталкиваемся с мухлежом. Была история, когда таксист приходил в офис меня убивать. Серьёзно говорю. Его не рассчитали в каком-то таксопарке, и он подумал, что виноват я, хотя Gett таксопарку всё заплатил. Поговорили, успокоили. Разобрались с таксопарком. Человек был не сильно подкован в юридических вопросах, и они этим воспользовались. Небольшие эксцессы бывают. Так что новая редакция строгая, но в целом правильная.

Если этот законопроект применят, то цены подрастут. Серая зона уменьшится, нелегальная рабочая сила уйдёт с рынка. Улучшится качество услуг, прежде всего в экономклассах. Рынок будет стремиться к оптимальному состоянию. Не будет случаев, когда водитель просит клиента в навигатор произнести адрес, потому что сам по-русски ни говорить, ни писать не умеет.

Коллаж: «Секрет Фирмы», depositphotos.com, РИА Новости/Наталья Селиверстова,