Что такое дедолларизация. Объясняем простыми словами
Российские власти держат курс на дедолларизацию последние несколько лет. Речь идёт не о том, чтобы запретить россиянам хранить деньги в американской валюте или запретить пользоваться ей внутри страны. Дедолларизация — это попытка сделать российскую финансовую систему и экономику менее зависимой от доллара. Подобную политику проводят и другие страны.
Пример употребления на «Секрете»
«Попыткой смягчить возможные последствия от отключения SWIFT является политика Правительства РФ по дедолларизации экономики, диверсификации международных резервов государства за счёт увеличения доли золота в них, а также стимулирования рублёвых расчётов с зарубежными партнёрами».
(Доцент кафедры финансов и цен РЭУ им. Г. В. Плеханова Елена Воронкова — о возможном отключении России от межбанковской системы SWIFT.)
История
В августе 2017 года США заговорили об «адских» санкциях против России. В список мер мог войти запрет на расчёты в долларах для крупных госбанков. После этого Россия стала активно проводить политику дедолларизации.
В июне 2019 года Европейский центробанк назвал Россию одним из основных двигателей мировой дедолларизации. Расчётов в альтернативных валютах стало больше, а резервов в американской — меньше. Например, если в 2015 году около 90% торговых сделок между РФ и Китаем проходили в долларах, то к лету 2020 года этот показатель упал до 46%.
В этом же году глава ЦБ Великобритании Марк Карни выступил с речью о проблеме доминирования доллара на международных рынках. Он предложил развитым странам выпустить совместную новую цифровую валюту, чтобы она смогла заменить доллар.
В июне 2021 года министр финансов Антон Силуанов заявил о планах снизить долю доллара в Фонде национального благосостояние (ФНБ) до 0%, а пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков сказал, что «процесс дедолларизации — постоянный» и «уже сейчас виден невооружённым глазом».
Критика
Глава Счётной палаты Алексей Кудрин предлагал оставить выбор валюты для расчётов за предпринимателями:
«Расчёты в рублях имеют высокие риски. Рубль — менее стабильная валюта, чем любая другая. В мировых расчётах требуется более стабильная единица измерения. В этом смысле рубль, падая два раза за год, не имеет такого свойства. Переход на расчёты в рубли — это дополнительные валютные риски и, по сути, налог. Готовы ли мы уходить от доллара и платить особый дополнительный налог за эту безопасность? Я бы сказал, что не нужно этого делать. Пусть каждый выбирает сам тот инструмент расчётов, который ему более удобен и вызывает меньше затрат. Доллар нам необходим. Уход от доллара имеет свои границы».
Мнение
Профессор РЭШ Константин Егоров считает, что многим странам вместе было бы выгодно использовать другую валюту вместо доллара. Но вот каждой стране поодиночке невыгодно. В этом смысле прав и Кудрин, и Марк Карни, объясняет эксперт.
«Никто не хочет зависеть от доллара и от США. Но если РФ сегодня начнёт использовать только юань, то это очень невыгодно, потому что всё ещё в мире очень мало кто использует юани в международных сделках, — объясняет Егоров. — А вот если много стран одновременно перейдут только на юань, для них это будет выгодно, потому что они будут меньше зависеть от США. Но будут больше зависеть от Китая, и это плохо. И предложение Карни заключается в том, чтобы сменить такого мирового "гегемона" с США не на Китай, а на объединение нескольких развитых стран».