Чувство вины и стресс. Почему люди закупаются ненужным барахлом в «чёрную пятницу»
По словам эксперта, в период распродаж и акций возрастает уровень тревожности и стресса. Всё дело в том, что люди сперва сметают товары без задней мысли, а потом ругают себя за доверчивость (особенно если покупки оказались не очень).
Каждая покупка (особенно если это давняя хотелка и тем более если она сопряжена с большими тратами) дарит позитивные эмоции. А если её удалось провернуть с внушительной скидкой — вообще хорошо. Именно поэтому фразы «скидка 70–80–90%», «товар за полцены», «уникальная акция» действуют словно валерьянка на котов. А этим пользуются маркетологи. И нечестные продавцы, которые за пару недель до распродажи накручивают цены, чтобы без потерь их снизить.
«Покупки в период распродаж — сезонных, "черных пятниц", новогодние и прочие, по сути, импульсивные. Мы можем соблазниться на те товары и услуги, которые не приобрели бы в обычное время, поскольку особой потребности в них нет», — объяснила Домбровская.
Навязчивая реклама, о которой кричат из каждого утюга, вводит человека в стрессовое состояние ещё до начала распродажи. Человека будто программируют на бездумные покупки, и в итоге они перекрывают стресс, гасят избыточное возбуждение в мозге. У человека возникает ощущение, что он сделал что-то важное, вознаградил себя за усилия и переживания. Особенно сильно это чувствуется во время нестабильности или политической тревожности.
В Роспотребнадзоре призвали быть с распродажами внимательнее, так как не каждый продавец может быть честен с покупателем. Многие в погоне за прибылью активно пользуются доверчивостью людей, их желанием сэкономить деньги — и не всегда доступно доводят до потребителей условия, подстёгивают их брать невыгодные кредиты. Поэтому важно делать покупки «на трезвую голову», не поддаваясь на заманчивые рекламные слоганы и яркие баннеры.
Чтобы удержать себя от импульсивных покупок, полезно будет почитать отзывы о магазинах и товарах, посмотреть, как в течение последних 5–6 месяцев менялась цена на товар. Можно сделать паузу перед покупкой и оценить, действительно ли нужна эта «безусловно необходимая вещь».
Россияне уже давно не верят в реальность скидок в День холостяка (11 ноября) или «чёрную пятницу» — но всё равно ведутся на них. «Секрет» предупреждал: чтобы раскрутить людей на покупки, продавцы создают искусственный дефицит, дают ложные скидки и даже «ненарочно» устраивают технические сбои в своих интернет-магазинах.