Моя компания быстро растёт. Как ничего не испортить?
Правильная организация, MBO, KPI, процессы и чёткий контроль — безусловно, важные вещи. Но на мой взгляд, такая система управления релевантна для большой компании — стабильный, давно работающий бизнес, наверное, должен подчиняться какой-то структуре. В быстрорастущей компании структура будет тормозить развитие. Систему управления таким бизнесом в некотором смысле можно сопоставить с системой управления партизанами или пиратами — в условиях максимальной неопределённости наиболее продуктивно поставить задачу и дать отдельным руководителям свободу решить ее. При этом выполнение задачи — полное или частичное — должно контролироваться ими самими. Поэтому в бизнесе, который быстро меняется, важнее не как управлять, а кем управлять.
При такой стратегии важно, чтобы у людей, с которыми вы работаете, профессиональная сфера была в приоритете. Равновесие персонального и профессионального — привилегия большого бизнеса с постепенным развитием и налаженными процессами. В новой или быстрорастущей компании такой баланс весьма сомнителен, и любая попытка найти его — при условии, что для развития бизнеса делается максимум, — это компромисс, который почти наверняка приведет к ухудшению эффективности.
Другая базовая вещь — умение людей работать в команде. В небольшом динамичном бизнесе способность сотрудничать важнее персональных достижений, несовпадение личного и командного интереса в большинстве случаев не приводит к лучшему результату. Но необязательно при этом работать в команде в обычном понимании — с длительными обсуждениями, цепочками согласований и принятием решений, устраивающих всех. Более того, лучше, чтобы так не было — достаточно доверия, продуктивных внутренних коммуникаций, умения и желания договариваться.
Компании с высоким уровнем креативности нужны сообразительные люди. Способность анализировать, быстро переключаться, нестандартно мыслить — обязательные свойства. Не очень умным людям будет трудно ориентироваться в условиях турбулентности динамичного бизнеса и быть эффективными в команде с интеллектуальными коллегами.
Такие личностные качества важны и в большом бизнесе. Ими, в принципе, должно обладать большинство сотрудников любой компании. Однако их эффективность зависит от наличия у них и некоторых не столь очевидных, но очень важных деловых характеристик. Люди, как минимум на ключевых позициях, обладающие такими свойствами, определяют успешность всего бизнеса с большей вероятностью, чем система управления ими.
Первое важное качество — алертность. При быстром развитии компании происходит много нового. Это требует постоянной максимальной готовности влиять на ситуацию. Необходимо владеть всей информацией, анализировать потребности рынка, клиентов и партнеров, всё замечать. Игнорирование новых событий и поступающих сигналов может обесценить любое управление.
Второе свойство — быстрое реагирование. В большой компании все события имеют разную степень срочности. Не все они обязательны к немедленному исполнению, но есть задачи, на которые надо реагировать сразу. Например, на некоторые мейлы нужно отвечать в течение минуты. Не всегда есть возможность ответить по сути, но всегда можно и нужно как-то отреагировать. В бизнесе, в котором всё быстро меняется, сложно быстро и объективно оценить вес события, поэтому единственно правильный подход — на всё отвечать сразу. Все задачи в новой или относительно новой компании являются срочными.
Третий момент — внимание к деталям. В быстрорастущей компании нет планирования. События в таком бизнесе не классифицированы. Он имеет неровную динамику роста: какие-то его части развиваются быстрее, какие-то — медленнее. Неучтенные мелочи могут «раздуваться» вместе с участками бизнеса. В большой стабильной компании существует большая инерция, это стирает значимость многих шероховатостей. В маленьком или растущем бизнесе без большого опыта трудно предсказать важность мелочей и правильнее учитывать все.
Ещё одно важное качество ключевых исполнителей — частота и скорость принятия решений. В бизнесе с высоким уровнем креативности не всегда достаточно информации и времени для принятия продуманных решений. Но решения надо принимать. Руководитель группы или функции, способный это делать, более результативен. Ошибки обязательно будут совершаться, и это нормально — здесь многие вопросы возникают впервые и часто неочевидно, что правильно. Тем не менее, в конечном итоге принимать решения — пускай даже ошибочные — более верная тактика, чем не принимать их совсем. Неверные решения чаще всего можно исправить, быстро приняв новые.
И не сдаваться. Удивительно, как часто ситуации и проблемы, кажущиеся тупиковыми, решаются в самый последний момент. В быстро меняющемся конкурентном бизнесе нельзя мириться с вероятностью проиграть. Здесь всегда остаётся возможность для удачного маневра, и она наиболее реальна именно в последний момент, когда конкуренция самая низкая и выигрыш происходит на грани проигрыша.
Но это стратегия не для всех. Для больших стабильных компаний эти свойства менее принципиальны и такие качества не так много меняют. Но если компания быстро растёт, команда должна обладать этими качествами и навыками. При этом фокус на работе, способность быть частью команды и сообразительность — ортогональные по отношению друг к другу качества. Они вполне могут существовать отдельно. Одинаково легко представить себе, например, как не очень сообразительного, но трудолюбивого человека, умеющего работать в команде, так и умного, креативного, но не командного сотрудника. Однако максимальная готовность к действию, быстрое реагирование, внимание к деталям, активность в принятии решений и упорство работают в комплексе. Их комбинация — признак инициативности, энергичности и живости человека.
Не существует никаких общих, одинаково работающих рекомендаций для быстрорастущих компаний. В бизнесе, где всё быстро меняется, ситуации могут быть очень разными. Но с такими людьми в команде динамичному бизнесу не нужны процессы или особая система управления — он в любом случае будет двигаться в правильном направлении.