Михаил Свердлов. Три универсальных правила выживания стартапа
И почему деньги — не главноеЧтобы построить успешный бизнес, деньги нужны не так сильно, как многие считают. По крайней мере в самом начале. Оба своих бизнес-проекта я запустил без стартового капитала, оба они окупились на второй месяц работы. И я такой не один. Действительно важно, чтобы вам было интересно, важно, чтобы вам было важно то, что вы делаете, ещё важнее, чтобы это было нужно вашим будущим клиентам. Заложите фундамент, определите бизнес модель, которую можно быстро масштабировать, — и деньги придут сами.
Чтобы построить успешный бизнес, деньги нужны не так сильно, как многие считают. По крайней мере в самом начале. Оба своих бизнес-проекта я запустил без стартового капитала, оба они окупились на второй месяц работы. И я такой не один. Действительно важно, чтобы вам было интересно, важно, чтобы вам было важно то, что вы делаете, ещё важнее, чтобы это было нужно вашим будущим клиентам. Заложите фундамент, определите бизнес модель, которую можно быстро масштабировать, — и деньги придут сами.
Как всё начинается
Не бойтесь, что кто-то украдёт вашу идею. Уникальных идей не существует — всё так или иначе витает в воздухе. Поэтому чем больше вы рассказывает о вашем проекте в социальных сетях, СМИ или выступая на конференциях, тем лучше. Вы должны отточить мастерство рассказать о проекте в трёх предложениях и за одну минуту. Так, чтобы цепляло, чтобы у собеседника возникало желание вам помогать, работать у вас, давать вам деньги или стать клиентом.
Для проверки гипотезы достаточно простого конструктора посадочных страниц. Только когда вы определитесь, как и кому продавать, настроите продажи на коленке в Excel, выстроите простейшие бизнес-процессы, можно начинать всё это автоматизировать. Пока нет базы, вы живёте в хаосе. А что будет если хаос запрограммировать? Правильно, автоматизированный хаос.
Как организовать работу команды
Партнёр — это почти член семьи. Важно найти «вторую половину», которая будет гармонично вас дополнять. Но не ищите двойника — иногда, чтобы двигать проект, нужно идти на конфликт. То же относится и к костяку команды. Вы должны понимать друг друга с полуслова, но при этом должны быть разными.
Не верьте никому на слово. Сейчас в полтора клика можно проверить любого человека. Вера в сказки может вам дорого обойтись, а команда в проекте — главное. Бизнес может не взлететь после нескольких попыток, но, если команда каждый раз «вывозит», рано или поздно вас ждёт победа.
Учитесь делегировать. Одно из условий успешного делегирования состоит в том, что члены команды должны видеть результат. Я для этого использую дэшборды. Все видят, как кто-то уходит в «красную зону», и могут помочь, но чаще человек сам исправляется, потому что никто не хочет быть «красным».
Если нет чёткого понимания, как распределены обязанности и полномочия, начинаются обиды и недовольство. Чтобы навести порядок, вам, разумеется, не нужно внедрять SAP, но настроить отчёты в Google Docs настоятельно рекомендую. Такой системы будет достаточно, пока у вас 30–50 сотрудников и не более 1000 заказов в месяц.
Важно на берегу договориться, что вы работаете на результат. В идеальном случае зарплаты у всех должны складываться из небольшой базы и комиссионных, привязанных к достижению целевых показателей. При этом важно, чтобы основатели или ключевые руководители не получали бонусов, пока на горизонте нет точки безубыточности. Люди не поймут.
Не рассчитывайте на инвестиции
Если вы не готовы вложить кровно заработанные деньги или взять кредит, значит, вы не до конца верите в проект и на самом деле хотите просто получать зарплату. Это нормально, так ведёт себя большинство молодых предпринимателей. Но имейте в виду: если вы сами сомневаетесь в успехе, очаровать инвестора, скорее всего, не удастся. Кроме того, что процесс привлечения внешнего финансирования — это целая история, которая может длиться годами. Оформление инвестиций, даже если вы быстро с кем-то договоритесь, тоже не произойдёт за неделю.
Когда момент настанет, имейте в виду, что инвестор не просто даёт деньги, этот человек будет вместе с вами принимать решения, предлагать свои идеи, сможет уволить вас, если вы не справитесь. Идеально — найти инвестора, который захочет сам работать в проекте, либо инвестора, который станет вам старшим партнёром и наставником. Трудностей будет много, и вам пригодится помощь человека, который знает готовые решения.
Фотография на обложке: Helmut Smiths