Когда роботы заменят юристов
В 2030 году подавать жалобы в трудовую инспекцию и оспаривать право на имущество будут только роботы. Юриста по робоэтике будут готовить в каждом втором университете мира, а жениться и развестись можно будет по скайпу. Большинство правовых вопросов перейдёт в ведение чат-ботов, и это радикально ускорит решение повседневных задач. Уже через лет пять в каждом смартфоне будет установлено юридическое приложение, защищающее права пользователя, а голос юриста в кол-центре станет премиум-продуктом. Это не безумные фантазии — диджитализация уже идёт полным ходом.
Приговор по скайпу
На Западе тренд уловили ещё несколько лет назад и начали внедрять онлайн-правосудие — где-то в порядке эксперимента, где-то во вполне рабочем режиме. В Великобритании, например, онлайн-суды успешно работают с 2013 года по правительственной программе Swift and Sure Justice («Быстрое и неотвратимое правосудие»). В Бирмингеме недавно провели первое виртуальное судебное заседание. Свидетели давали показания по скайпу, обвинение и защита выдали виртуальные заключения, а судья дистанционно вынес приговор. Эксперимент признали удачным.
В городе Чжэнчжоу китайской провинции Хэнань судья вынес решение на основании голосовых сообщений участников процесса, присланных в мессенджер из разных концов страны. Процесс в результате шёл всего полчаса вместо целого рабочего дня, как это обычно бывает. Свидетели сэкономили время и деньги на дорогу.
Роль адвоката для решения простых вопросов административного права тоже всё чаще поручают искусственному разуму. Например, студент Стэнфорда Джошуа Браудер придумал робота-юриста, который помогает опротестовать штраф за неправильную парковку, составить претензию по кредитному страхованию и жалобу из-за отмены авиарейса. Программа Браудера DoNotPay — бесплатный шаблон самых успешных апелляций. С её помощью американцы уже выиграли исков на общую сумму больше $3 млн.
Всего роботы в Америке оказывают юридических услуг на $10 млн. Эта цифра растёт каждый год. Её доля в объёме всего юридического рынка США пока мизерна — он достигает $400 млрд. Зато она уже больше всего объёма рынка России — 40 млн рублей. На нём роботы пока толком не появились, мы в этой сфере выступаем пионерами.
Legal tech в России
В 2011 году мы запустили проект «Облако юридических знаний» с целью создания интеллектуальной системы, которая будет отвечать на большинство обращений клиентов автоматически, без участия живого юриста. Ежегодно мы инвестируем в её развитие около 20 млн рублей.
Первым продуктом в рамках этой системы стал модуль «Нострадамус». Он позволяет любому человеку провести аудит собственного правового поля, ознакомиться с правами и обязанностями, узнать о льготах и рисках. Почти сразу после введения «Нострадамуса» наша клиентская база выросла на 15% и составила 560 000 пользователей.
Вскоре после него мы запустили второй модуль «Правовой тезаурус». В его поисковой строке можно ввести любой правовой запрос и мгновенно получить релевантную выгрузку похожих вопросов с готовыми решениями. Конечно, полностью их скопировать для себя не получится — юриспруденция учитывает разные тонкости и нюансы, — зато можно использовать как шпаргалку. В результате «Тезаурус» снизил на 15% нагрузку на наш кол-центр.
Востребованность десктоп-сервисов вдохновила нас и на создание приложения. Помимо первых двух модулей мы собрали в нём базу из 149 кейсов на тему самых популярных правовых ситуаций. Если человек сталкивается с любой проблемой — например, неожиданно большой платёжкой за коммуналку, — он идёт в раздел Storytelling и находит аналогичную историю с ответом на вопрос, куда и как подавать жалобу. Основной целью введения этого раздела было приучить клиентов открывать наше приложение, как только у них появляются любые юридические вопросы. Но приложение скачали не только наши старые клиенты — благодаря ему наша клиентская база и выручка увеличились на 10%.
Во всём этом, правда, не так много инновационного, в отличие от нашего прошлогоднего проекта. За десять лет работы мы накопили 3 млн решённых нами правовых кейсов и собрали их в «Базу знаний», на основе которой выпустили и в десктоп, и в мобайл первого собственного юриста-робота. Пока он работает только в четырёх областях права: потребительские отношения, федеральные и региональные льготы, страхование и помощь при ДТП. В ближайшее время добавим банковскую, финансовую и туристическую сферы. С помощью робота клиенты могут за 5–10 минут составить претензионное письмо или судебный иск, подписать его и отправить контрагенту. Мы же экономим на нагрузке кол-центра и оплате труда.
За пять лет стремительной диджитализации наши бизнес-показатели выросли в 5–10 раз. Кроме того, мы надеемся, что, благодаря роботизации, в правовые инструменты будет верить всё больше россиян. Тогда рынок продолжит расти — и мы вместе с ним.