Чтобы чего-то добиться, мечтайте о недостижимом
После нескольких проб и ошибок я, кажется, нашёл идеальный способ мотивировать команду. Нужно ставить невыполнимые задачи.
Я это не сам придумал. Метод OKR (Objective and Key Results) первой ещё в 1980-х внедрила Intel. Сейчас различные вариации OKR используют, например, Google и Airbnb. В России — Avito и Caprice.
Компании, которые используют OKR или её интерпретации, в 3,5 раза чаще достигают максимальных финансовых KPI по итогам года. Главный секрет — доверие к сотрудникам.
Как ставить цели
OKR — это не только цели, которые спускаются руководителями сверху. Половину целей команды определяют сами — например, дизайнеры сами подают идею создать новый фирменный стиль.
Для постановки OKR нужно провести две встречи с руководителями отделов и ключевыми сотрудниками. В нашем случае мы выбираем две-три цели на год.
Встреча длится несколько часов, ноутбуками и смартфонами пользоваться запрещено. Задача — определить «недостижимый» ключевой результат, чтобы стремиться к нему как к мечте.
Ежеквартальные OKR для команд должны ставить руководители отделов. Некоторые делают это со всей командой, другие только с тим-лидами — оптимальный формат люди в состоянии выбрать самостоятельно.
На какой срок ставить цели
Цели можно ставить на разные периоды (квартал, год, пять-десять лет) и на разном уровне (компания, отдел). Цель на пять-десять лет — это по сути миссия компании, её идеал.
Какие ошибки вы совершите
OKR — это инструмент, а не волшебная пилюля. Ошибок не избежать. Назову те, с которыми столкнулись мы.
1). Слишком много целей.
Совсем молодому стартапу достаточно одной цели. Если вы уже больше пяти лет на рынке и крепко стоите на ногах, можно поставить три.
2). Задачи и ключевые результаты — это разные вещи.
Предположим, у меня есть глобальная цель стать крутым пловцом. Будет ошибкой поставить ключевым результатом тренировки три раза в неделю, потому что это — задача, а не результат. правильный ключевой результат — проплыть 100 м кролем за 25 секунд и взять золото на соревновании.
3). Не с кого спросить.
Нужно обязательно назвать менеджеров, которые лично отвечают за выполнение целей команд и всей компании.
4). Принимать решения единолично.
Цели, к которым идёт компания, должны разделять все сотрудники. Общайтесь со своими людьми, спрашивайте, насколько им всё это близко и понятно. Обратная связь мотивирует и вовлекает.
5). Главная ошибка — поставить OKR на квартал или год, а потом... забыть о них.
СЕО должен показывать пример, то есть не только формулировать цели, но и напоминать о них остальным, а в конце ещё и делать разбор. Лишь повторяя задачи как мантру, добиваешься того, что люди начинают тебя слышать.
Подведение итогов
Будем честны: обычно сотрудникам неинтересны сухие цифры о том, как прекрасно развивается компания. Но что происходит в компании, они знать должны.
В нашей компании лучше всего сработал формат итогового отчёта-лонгрида, который раз в квартал выкладывается на внутреннем портале. Каждый руководитель понятным языком пишет, что получилось у его команды, к каким результатам это привело компанию. Отчёты собираются в документ на 20-30 минут чтения, который любой сотрудник может изучить когда захочет.
Заключение
Как показал опыт моей компаний, наиболее эффективно это можно сделать только с помощью метода OKR. В моём случае всё было долго, сложно, с кучей ошибок, но с пятого раза получилось.
Полгода назад мы провели опрос во всех семи наших филиалах. Оказалось, что 88% сотрудников отдают себе отчёт в том, как именно их работа влияет на достижение целей всего Wheely. Я этим результатом доволен.
Важные новости и лучшие тексты «Секрета фирмы» — в нашем Telegram-канале. Подписывайтесь!
Фотография на обложке: Mimi Haddon / Getty Images