В России сократили вылов самой дешёвой рыбы. Промысел не приносит дохода
Президент Всероссийской ассоциации рыбохозяйственных предприятий, предпринимателей и экспортеров (ВАРПЭ) Герман Зверев подсчитал, что в 2020 году иваси добывалась на 23 судах, а в 2021 году — только на 16. Компании, добывающие эту рыбу — «Тралфлот» и «Софко» — подтвердили, что сократили число судов.
По данным РСРР, которые привели «Ведомости», средняя цена иваси в России составляет 45 рублей за 1 кг. При этом в последнее время себестоимость этой рыбы резко увеличилась. Российским рыбакам приходится нести дополнительные расходы из-за закрытия китайских рынков.
Раньше Китай не только покупал рыбу из России, но и служил перевалочным пунктом для отправки в другие страны. Рыбаки использовали морозильные камеры в китайских портах, так как в России их не хватает. Теперь рыбу приходится отправлять в южнокорейский порт Пусан. Это дольше и требует больших затрат. Например, фрахт рефрижераторных судов и контейнерных перевозок обходится почти в 5 раз дороже — $500 за 1 т вместо $130.
Выходом стало бы повышение цен на иваси, но покупатель не готов к нему, пояснил заместитель генерального директора компаний «Тралфлот» и «Софко» Иван Батищев. Поэтому производители предпочитают просто переходить на промысел более рентабельной рыбы. Мировые цены на минтай составляют $1100 за тонну. Тогда как иваси стоит $480.
Проблемы с таможенным декларированием
В ближайшее время вылов иваси станет ещё менее выгодным. Об этом рыбопромышленники предупредили ещё в марте, а в сентябре РСРР обратился к вице-премьеру Виктории Абрамченко с просьбой принять меры.
Согласно постановлению правительства, до 1 января 2022 года все суда, которые произведены или приобретены за пределами Евразийского экономического союза (ЕАЭС) и занимаются рыболовством в исключительной экономической зоне России, должны пройти таможенное декларирование. Иначе их лишат права на добычу рыбы по российским квотам.
Иваси ловят далеко от берега, и почти половину улова добывают суда, которые не прошли процедуру таможенного декларирования в российских портах. За такие суда придётся дополнительно заплатить пошлину в размере 5% и НДС в размере 20%. Проблема заключается в необходимости сразу заплатить таможенные пошлины за все суда. По подсчётам Всероссийской ассоциации рыбохозяйственных предприятий, предпринимателей и экспортёров, общая сумма дополнительных платежей может составить до 40 млрд рублей. Если сделать это в 2021 году, то компаниям придётся отказаться от низкорентабельных видов промысла, то есть сардин иваси.
Российский союз работодателей-рыбопромышленников попросил увеличить время переходного периода и перенести срок обязательного декларирования до 1 января 2023 года. Представитель вице-премьера Абрамченко сообщила, что подготовка к выходу из серой зоны велась с 2014 года, а переходный период в течение 2021 года и так уже предусмотрен.
В августе дальневосточные рыболовы предупредили об остановке производства из-за новых требований к улову. Они выступили против новых правил ветеринарного контроля, которые разрабатывает Минсельхоз. Министерство предложило исследовать улов в живом, а не замороженном, как сейчас, виде. Это невозможно из-за отдалённости районов добычи и нехватки специалистов, считают предприниматели.
Фото: Pixabay, Pixabay License