Совкомбанк закрыл сделку по покупке банка «Восточный»
О закрытии сделки сообщила пресс-служба Совкомбанка. Сделку одобрили ФАС и Банк России. Докапитализация позволит «Восточному» с большим запасом выполнять все нормативы по капиталу с учётом надбавок, рекомендованных ЦБ.
Интеграцией и присоединением «Восточного» к Совкомбанку займётся новый председатель правления банка «Восточный» Кирилл Соколов. Ранее он занимал пост зампредправления Совкомбанка.
В конце марта «Секрет» рассказывал, что «Восточный» частично списал вечный субординированный долг на 4,3 млрд рублей. Списание прошло незадолго до объявления сделки о покупке «Восточного» Совкомбанком.
Впрочем, на тот момент и. о. председателя правления «Восточного» Светлана Труханович категорически опровергла какую-либо связь между списанием части долга и продажей банка. В пресс-службе «Восточного» отмечали, что банк частично списал субординированный долг в связи с доформированием резервов на возможные потери по кредитам.
Конфликт в «Восточном»
Последние два года «Восточный» переживал корпоративный конфликт двух своих крупнейших акционеров. Речь идёт о фонде Baring Vostok, интересы которой представляет кипрская фирма Evison, и компании «Финвижн» Артёма Аветисяна. Спор между ними разгорелся из-за соглашения, которое давало право «Финвижн» выкупить 9,99% акций у Baring Vostok по опциону. Такой инструмент даёт его держателю право приобрести определённый актив по заранее оговорённой цене.
Опцион Аветисян получил, когда в 2016 году объединились принадлежащий ему банк «Юниаструм» и «Восточный». Но в 2018 году, когда пришло время выполнять условия соглашения, Baring Vostok отказался это делать: при слиянии Аветисян, по версии инвесткомпании, вывел часть активов из «Юниаструма». «Финвижн» обвинила фонд в том, что тот намеренно препятствовал реализации опциона и игнорировал уведомления о его исполнении.
Дело дошло до суда, и по итогам разбирательства кипрской Evison пришлось принудительно исполнить опцион по ходатайству «Финвижн». Baring Vostok лишился контроля над банком. До этого Evison принадлежало 51,6% ценных бумаг, при этом во владении «Финвижн» и миноритариев «Восточного» Шерзода Юсупова и Юрия Данилова было чуть более 40% кредитной организации.
Впоследствии Evison обратилась в Верховный суд для пересмотра дела. Урегулировать конфликт удалось только в конце октября 2020 года. Стороны заключили мировое соглашение и отказались от всех исков друг к другу.
Дело Калви
В ходе корпоративного конфликта акционеров «Восточного» возбудили уголовное дело о мошенничестве против топ-менеджеров Baring Vostok. Под преследование попал основатель фонда Майкл Калви, его задержали в феврале 2019 года. Позже дело переквалифицировали на растрату организованной группой в особо крупном размере.
По версии следствия, Калви и партнёр фонда Baring Vostok Филипп Дельпаль были виновны в растрате 2,5 млрд рублей. Они якобы повлияли на то, что банк «Восточный» в 2015 году выдал невозвратный кредит «Первому коллекторскому бюро». Сам Калви вину не признавал и дело против него связывал с тем самым корпоративным спором между фондом и акционерами банка «Восточный» Артёмом Аветисяном и Шерзодом Юсуповым.
В апреле 2019 года Калви перевели под домашний арест. В июне 2020 года стало известно, что у инвестора нашли онкологическое заболевание. В ноябре Верховный суд освободил инвестора. При этом в отношении него ввели запрет на совершение ряда действий. 25 марта 2021 суд продлил эту меру до 4 июня.
Проблемные активы
В начале марта 2021 года совет директоров «Восточного» утвердил меры по его докапитализации. «Финвижн» Аветисяна пообещала выкупить у банка проблемные активы на 520 млн рублей и передать недвижимость стоимостью порядка 4 млрд рублей. Также акционер досрочно погасит взятые в банке кредиты на 1,6 млрд рублей. Эти меры должны помочь «Восточному» дотянуть обязательные нормативы по капиталу до уровня, который установил ЦБ с учётом надбавок.
Фото: скриншот/ Google-карты
Откроем важный секрет: всё самое интересное — в нашем телеграме.