«Сейчас начнётся давка». Россиянам рассказали, кому стоит бояться потерять работу
9 марта несколько крупных иностранных компаний объявили о полном или частичном сворачивании своего бизнеса в России. Все магазины женского белья решила закрыть Victoria’s Secret. Американская корпорация Yum! Brands приостановит работу части закусочных KFC, а также закроет пиццерии Pizza Hut. До этого все свои 850 заведений решил закрыть McDonald’s — на компанию в России работают около 62 000 человек.
Уход иностранного бизнеса приведёт к неоднозначным последствиям, заявил в беседе с «Секретом фирмы» эксперт по трудоустройству Гарри Мурадян. По его словам, свою выгоду извлекут российские сетевые компании из сферы общепита, которые получат новых талантливых сотрудников практически бесплатно.
«У McDonald’s, к примеру, очень сильная корпоративная школа. Когда он разгонит уже обученных сотрудников, они пойдут выстраивать те же рабочие процессы в условном "Теремке". За рубеж вряд ли кто-то сможет выехать — сложно и геморройно. Поэтому уволенные работники просто пойдут развивать российские сетевые компании», — пояснил Мурадян.
С другой стороны, уход западных брендов усложнит положение рядовых сотрудников даже в тех компаниях, которые ранее не планировали увольнения, считает эксперт. Дело в том, что появится много неустроенных представителей массовых профессий (рабочие, продавцы, водители и другие). Они выйдут на рынок уже с опытом работы и невысокими требованиями по зарплате.
«Если мы говорим про кассиров и другой линейный персонал, то там сейчас начнётся давка. Вот представьте, есть у вас кассир, работающий условно за 20 000 рублей в месяц. У него опыт работы один год. Вдруг на рынке появляется 10 кассиров с пятилетним стажем. Раньше они получали 40 00 рублей, но, посидев 2 месяца без работы, они будут готовы работать за те же 20 000 рублей, что и кассир с минимальным опытом», — объяснил HR-специалист.
Зачастую не потерять работу в такой ситуации можно, только взяв на себя какие-то новые обязанности, считает Мурадян. К примеру, начальство может поставить условие: работаешь за ту же зарплату, но без выходных, либо увольняешься. Работникам придётся доказывать работодателю свою нужность.
Собеседник считает, что в этом случае «лучше засучить рукава и поработать больше, побороться за своё место». «В целом каждому сотруднику стоит сейчас подумать, какую пользу в сложившейся обстановке он может дать своему начальству, какие меры поддержки он может предложить компании. Потому что тем, кто при реорганизации бизнеса придёт к работодателю с инициативами, дадут возможность проявить себя, а остальных просто уволят», — уверен эксперт.
Что касается высококвалифицированных специалистов, то некоторые из них после ухода иностранных компаний потянутся в страны ближнего зарубежья. Речь идёт об айтишниках, пояснил Мурадян. А маркетологи, по его мнению, начнут переходить в крупные российские компании c хорошо выстроенной корпоративной культурой. Ozon, «Яндекс», «Лаборатория Касперского», различные медийные холдинги переманят к себе специалистов из ушедших западных фирм.
Фото: Авилов Александр / Агентство «Москва»