S7 впервые стала лидером российского авиарынка
Из-за пандемии спрос на авиаперевозки резко упал. По данным Росавиации, в апреле пассажиропоток S7 достиг 214 000 человек. По сравнению с аналогичным периодом 2019 года падение существенное — на 78,9%. Однако «Аэрофлот» за тот же период обслужил 148 000 пассажиров, что на 95,2% меньше, чем годом ранее. В целом авиарынок с начала года упал на треть, до 24 млн пассажиров, а в апреле сокращение составило более 90%.
В Росавиации объяснили, что лидер рейтинга поменялся, потому что внутренний рынок падал медленнее, чем международный. А S7 больше ориентирована на внутренний рынок, чем «Аэрофлот», для которого международные перевозки является основным. Кроме того, с 2020 года S7 Group консолидировала свои компании «Сибирь» и «Глобус», что позволило дополнить свою статистику.
Внутренние авиарейсы до сих пор продолжают работу, хотя их количество и число пассажиров сильно сократились. Поэтому падение у активно работающих на внутреннем рынке компаний оказалось ниже, чем в среднем по рынку. Так, Utair в апреле просел на 89,4% (66 000 пассажиров). «Россия» сократила перевозки на 92,2%, «Уральские авиалинии» — на 94%, а лоукостер «Победа» вовсе остановил свои полёты в апреле-мае из-за нерентабельности. Впрочем, с 1 июня «дочка» «Аэрофлота» намерена возобновить полёты по России.
Эксперты отметили, что S7 сейчас находится в выигрышной позиции, поскольку в её парке много небольших Embraer 170. Поставив такой самолёт на маршруты, где сохранился пассажиропоток, можно летать без убытков. В то же время крупные магистральные самолёты не смогут отбить затраты, которые требуются на рейс.
Кроме того, в мае S7 стала первой авиакомпанией, получившей кредит на зарплаты. ВТБ одобрил перевозчику заём в 600 млн рублей. Деньги потратят на зарплаты сотрудников «Сибири» (летает под брендом S7 Airlines). По оценкам аналитиков, даже при сокращении числа полётов компании требуется около 1 млрд рублей на зарплаты в месяц.
Авиаотрасль терпит крушение
Авиация — одна из самых пострадавших отраслей из-за коронавируса. В апреле — декабре 2020 года российскому авиарынку прогнозируют потери около 70 млрд рублей ежемесячно, при этом самые тяжёлые времена придутся на апрель — июнь.
В условиях массовой отмены полётов авиакомпании столкнулись с жёсткой нехваткой денег на счетах. Президент Владимир Путин в апреле предложил выделить российским перевозчикам 23 млрд рублей на пополнение оборотных средств, выплаты зарплат, оплату стоянки. Однако финального решения по этому вопросу ещё не приняли.
Чтобы как-то затормозить финансовый крах, многие операторы начали предлагать пассажирам ваучеры на полёты вместо возврата денег. Их можно будет использовать после снятия ограничений. В Роспотребнадзоре считают, что это незаконно, но крупнейшие игроки отрасли лоббируют принятие поправок, которые позволят им не возвращать клиентам живые деньги.
Фото: Gleb Osokin - Russian AviaPhoto Team, CC BY-SA 3.0
У «Секрета фирмы» есть канал в Telegram. Подписывайтесь!