Ослабевший рубль заставил правительство увеличить миллиардные доплаты нефтекомпаниям
О решении правительства увеличить компенсации нефтяникам сообщил «Коммерсантъ» со ссылкой на источники, знакомые с ситуацией. Изменения связаны со снижением индикативной цены на бензин в формуле демпферного механизма, который во многом определяет стоимость топлива на внутреннем рынке.
В итоге с 1 мая 2021 года снижение составит не 2700 рублей, как задумывалось ранее, а 4000 рублей за тонну. Правительство согласовало корректировку демпферного механизма в марте 2021 года. С начала января индикативная цена на бензин и дизельное топлива росла быстрее розничной, что резко снизилось рентабельность заправок. Тогда нефтяные компании попросили правительство скорректировать показатель. До этого Минфин не соглашался на изменение демпфера ранее 2024 года.
О корректировке механизма заговорили после роста стоимости топлива на АЗС из-за резкого увеличения цен в начале 2021 года. Именно индикативные цены определяют размер выделяемой нефтеперерабатывающим заводам субсидии. Чем ниже этот показатель реальной экспортной стоимости топлива, тем больше выплат получают компании. Если индикативная цена выше экспортной, то нефтяники сами платят в бюджет.
Помощь нефтяникам при этом не будет безвозмездной. Частично её покроют за счёт повышения налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ). Параметры ещё не известны, рост НДПИ пока согласовывают Минфин и Минэнерго. По данным «Коммерсанта», за счёт повышения налога чиновники хотят компенсировать половину расходов на корректировку демпфера.
Суммы дополнительных выплат после корректировки демпфера составят около 62 млрд рублей, считает Сергей Ежов из Vygon Consulting. Манёвр позволит снизить оптовые цены на топливо, поскольку они привязаны к ценам равного дохода с экспортом за вычетом демпфера, в связи с чем основной эффект получит сектор торговли, а не нефтепереработки.
Ежов предположил, что для добывающих компаний, которые не занимаются переработкой или продажей нефти, никакой выгоды от манёвра властей не будет, и в результате они будут вынуждены платить повышенный НДПИ. Как итог — последствия от увеличения налога могут быть непредсказуемыми с учётом возросшей нагрузки на добывающий сектор, заключил эксперт.
В начале апреля ФАС потребовала от владельцев АЗС объяснений по поводу небывалого роста цен на бензин. Согласно подсчётам, топливо подорожало за первый квартал 2021 года больше, чем за весь 2020-й, хотя оптовые цены расти перестали.
Новости без купюр и масок в инстаграме «Секрета фирмы».