Не уменьшение, а возврат к норме. Экономисты оценили понижение ключевой ставки ЦБ
Центробанк на внеочередном заседании 26 мая снизил ключевую ставку сразу до 11%. Следующее заседание по ключевой ставке назначили на 10 июня, и регулятор не исключил дальнейшего снижения показателя.
«Банк России будет принимать дальнейшие решения по ключевой ставке с учетом фактической и ожидаемой динамики инфляции относительно цели, процесса структурной перестройки экономики, а также оценивая риски со стороны внутренних и внешних условий и реакции на них финансовых рынков», — заявили в ЦБ.
Инфляция затормозила
По словам директора Центра конъюнктурных исследований НИУ ВШЭ Георгия Остапковича, снижение ключевой ставки — хорошая новость, так как Центробанк уверен, что инфляция не будет больше разгоняться.
«Пожалуй, самый позитивный момент в этих манёврах — это возможность доступа к кредитам, это уверенность ЦБ в отсутствии инфляции, потому что инфляция — это косвенный налог на ваши деньги. Если инфляция 15%, вы помимо 13% НДФЛ отдаёте ещё и 15% за счёт обесценения денег. Но нужно отдавать себе отчёт, что, если сегодня опустили ставку на 3 п. п., а это серьёзное снижение, это не значит, что экономика заработает завтра же. Эффект от поднятия или опущения ставок срабатывает через 6, а то и через 12 месяцев», — заявил он.
С понижением ключевой ставки, добавил Остапкович, деньги становятся дешевле и их становится проще получить. Однако в России коммерческое кредитование не привязано к ключевой ставке, и многие банки не бросятся снижать проценты по кредитам. По его словам, большое влияние это окажет только на мегаполисы, где высокая конкуренция среди банков. Но за этим, как следствие, последует и снижение депозитной базы: будут дешеветь стоимость вкладов для населения и для экономических агентов в банках.
Снижать ставку необходимо
Экономист «Альфа-капитала» Владимир Брагин отметил, что эффект от снижения ставки несёт отложенный характер, однако сегодняшнее решение ЦБ — не снижение ключевой ставки, а её возврат к нормальному состоянию. Оно призвано уменьшить негативные эффекты, которые ограничительные меры Центробанка оказывают на экономику. Чтобы убрать это влияние, ставку нужно снижать, и снижать её быстро. Поэтому промежуточное заседание регулятора было необходимо, чтобы снижение ставки «размазать» и чтобы оно не было резким.
«Здесь надо понимать историю вопроса. Ставка понижается после того, как ЦБ её повысил до 20%, чтобы экстренно стабилизировать валютный рынок, ситуацию в экономике и сбить паническую волну против рубля, чтобы люди не побежали тратить последние сбережения. Эти вещи сработали — такие высокие ставки в экономике играют роль кровеостанавливающего жгута. Его можно наложить ненадолго, но его нужно через какое-то время обязательно снять, иначе начнёт проявляться негативный эффект. ЦБ видит, что инфляция замедляется быстрее, чем ожидалось, инфляционные ожидания снижаются, а рубль укрепился. Однако в экономике ситуация сложная: кредитование снижается, и, очевидно, высокую ставку удерживать нет никаких причин», — заявил эксперт.
Другая сторона укрепления рубля
Ранее СМИ сообщили, что Банк России якобы начал тайно закупать иностранную валюту во избежание излишнего укрепления рубля. Однако ЦБ опроверг эту информацию.
Причиной укрепления рубля считают административные ограничения, которые ввёл Банк России из-за санкций Запада. Сейчас экспортёры обязаны продавать 80% валютной выручки, а из-за западных ограничений возник рекордный торговый профицит.
По мнению Остапковича, укрепление рубля — вопрос диалектический. Укрепление национальной валюты — хорошо, но от этого страдает бюджет, наполнение которого на 40–45% идёт за счёт продажи сырьевых товаров.
«Если раньше продавали баррель нефти за $100 и получали 8000 рублей, то сейчас получают около 5500. Экспортёры получают меньше денег и платят в бюджет меньше налогов. Эта ситуация неприятна, поэтому мне кажется, что Центробанк начнёт с июня постепенно поднимать доллар. Не будут какие-то фантастические и ужасные курсы в 100 рублей за доллар, идеальный вариант доллара для бюджета и населения — 75–80 рублей», — предположил эксперт.
Владимир Брагин отметил, что бюджет верстался при курсе в 72 рубля за доллар и ценах на нефть в $44 за баррель. Поэтому укрепление рубля компенсировало подорожание энергоносителей.
«При текущих ценах у нас всё сбалансировалось. К тому же, сейчас нет необходимости отправлять деньги в Фонд национального благосостояния (ФНБ), соответственно, это упрощает задачу балансирования бюджета. Поэтому текущий курс проблем не создаёт», — добавил он.
Фото: Сандурская Софья/Агентство «Москва»