Резерв в два слоя. Почему россияне кинулись скупать туалетную бумагу
Что происходит
Ситуация с коронавирусом резко ухудшилась. 13 марта Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) признала Европу главным очагом распространения коронавируса. Многие страны начали вводить жёсткие ограничительные меры, граждан призывают оставаться дома и не выходить на улицу.
Российские власти тоже начали вводить серьёзные ограничения. Вернувшихся из Европы граждан жёстко проверяют: некоторых обязывают самоизолироваться дома на две недели, других отправляют в больницу. По всей стране запретили массовые мероприятия. А российские компании отправляют сотрудников домой работать удаленно.
Страх перед вспышкой коронавируса подстегнул спрос на средства личной гигиены в России. Первыми с полок пропали медицинские маски, потом дезинфицирующие средства для рук, а в конце концов люди стали закупаться туалетной бумагой и товарами первой необходимости.
Дошло до того, что сам президент Владимир Путин посоветовал россиянам не покупать продукты впрок: «Главное, чтобы люди понимали, что ситуация надёжная, и не тратили деньги на продукты, которые потом приходится выбрасывать».
Как обстоят дела в России
Пока дефицита туалетной бумаги в России нет, однако спрос на неё быстро растёт: так, за неделю её продажи выросли на 40%, сообщили в «Ашан ритейл Россия». Средство личной гигиены пользуется особой популярностью в Москве, Санкт-Петербурге, Якутии и Кирове.
О повышенном спросе на средства свидетельствует и то, что на сайтах с объявлениями выросло число предложений о продаже заветных рулонов.
Повышенный спрос на предметы личной гигиены заметили и сервисы по доставке продуктов на дом. К примеру, онлайн-гипермаркет «Утконос» к концу прошлой недели увеличил запасы туалетной бумаги в упаковках по 12 рулонов на 827%.
Сервис доставки продуктов iGooods отмечает, что на фоне коронавируса увеличилось число заказов туалетной бумаги, тушёнки и макарон. По информации сервиса, спрос на доставку продуктов в России с 9 по 15 марта вырос в три-четыре раза.
В российской сети магазинов «О’кей» не прогнозируют дефицита даже при повышенном уровне спроса. Того же мнения придерживается пресс-секретарь Ассоциации компаний розничной торговли (АКОРТ) Илья Власенко: продуктов в магазинах хватит как минимум на восемь недель и запасы постоянно пополняются.
Некоторые ретейлеры уже договариваются о внеплановых поставках, говорит исполнительный директор ассоциации «Руспродсоюз» Дмитрий Востриков. По его словам, из-за колебания курса валют себестоимость товаров растёт, поэтому есть сложности с согласованием цен. Есть вероятность, что они станут выше.
Турецкий бренд Hayat Kimya из-за ситуации с коронавирусом уже получил из России в три раза больше заказов. «На фоне роста спроса на туалетную бумагу мы первое время отправляли дополнительный товар из Турции, поскольку наша российская фабрика не справлялась с растущим объёмом заказов. Но сейчас и эти наши возможности исчерпаны», — сообщили в компании.
Компания Essity, производящая туалетную бумагу Zewa в России, заявила, что в России со снабжением бумагой перебоев нет. Но торговые сети просят нарастить поставки, говорит Татьяна Сумцова, представительница Сясьского целлюлозно-бумажного комбината, где производят товары брендов «Мягкий знак» и Cleo. Только за февраль продажи компании через интернет выросли более чем в два раза.
В каких странах уже кончилась туалетная бумага
Если ситуация с туалетной бумагой в России ещё мягкая, то в Европе уже настоящий дефицит. Соцсети наводнили фотографии с пустыми полками и видеоролики, на которых покупатели дерутся за последний рулон. За заветную пачку, к примеру, придётся побороться в Канаде.
Некоторые, победив в магазинной битве за туалетную бумагу, были готовы пожертвовать пару рулонов нуждающимся.
С дефицитом столкнулись и в США. После того как президент Дональд Трамп объявил чрезвычайное положение, люди смели с полок продукты, лекарства и туалетную бумагу.
Дорогой смартфон в подарок на день рождения — это уже не повод похвастаться в соцсетях. Другое дело — туалетная бумага, выпущенная большими рулонами.
Супермаркеты в Великобритании ограничили продажи макарон, консервов, санитайзеров и туалетной бумаги.
Помните детские игровые автоматы «Достань игрушку»? В Австралии и США в таких теперь разыгрывают заветные бумажные рулоны.
Туалетный апокалипсис добрался до Бельгии, Германии и даже Кении.
Из-за небывалого спроса производители не успевают подстроиться под стремительно выросшие нужды населения, говорит Бернард Ай, главный экономист IHS Markit. Вспышка коронавируса разрушила целые цепочки поставок, отмечает Ай. Данные за февраль показывают, что «сроки поставок по всему миру стали самыми долгими за девять лет». В результате многие ретейлеры могут оказаться не у дел.
Австралийская сеть супермаркетов Coles начала ограничивать покупки туалетной бумаги — в одни руки выдают до четырёх упаковок. Чтобы ускорить снабжение стратегическим продуктом, компания перешла на прямые поставки: поставщик — магазин.
Почему люди закупаются туалетной бумагой?
Люди видят в соцсетях или по телевизору пустые полки и полные тележки с туалетной бумагой и думают, что для такого ажиотажа есть причины, отмечает клинический психолог Стивен Тейлор. Как результат, бегут покупать продукты. И даже если посты о дефиците были преувеличением, из-за массовой паники они становятся действительностью.
По мнению психологов, есть и другие причины:
-
Коронавирус пугает, потому что о нём никто ничего не знает. Как итог — подключается психология выживания.
-
Власти не говорят, что будет дальше, и люди готовятся к возможному карантину и режиму ЧС.
-
Стратегический запас продуктов даёт людям возможность выдохнуть и ощутить контроль над ситуацией.
Есть ещё такая версия: европейцы скупают туалетную бумагу, чтобы сделать из неё защитные маски. В соцсетях пишут, что их производят из похожего на туалетную бумагу материала. Но никакого подтверждения этой версии нет. Да и защитные свойства туалетной бумаги вызывают серьёзные сомнения.
Коллаж: wikipedia.org/Василий Григорьевич Перов ,shutterstock.com