secretmag.ru
Энциклопедия

Что такое нейрографика и работает ли она. Объясняем простыми словами

© Коллаж: «Секрет фирмы», freepik.com, ИИ Шедевриум

Нейрографика — рисование по особому алгоритму, которое используется в психологии и коучинге как творческий метод, помогающий осознать проблему и найти решение. Для нейрографики быть художником или иметь особые навыки рисования необязательно. Ряд экспертов относят методику к ответвлению арт-терапии.

Метод придумал и запатентовал архитектор, психолог и коуч Павел Пискарёв в 2014 году. Сам он в одноимённой книге рассказывает, что идея пришла к нему «в полусне» во время полёта в самолёте над Израилем.

Термин состоит из двух греческих слов:

  • «нейро» (neuron) – «нерв», «волокно»:
  • «графо» (grapho) – «чертить», «царапать», «изображать», «писать».

Автор считает, что, рисуя определённые линии или фигуры (круг, треугольник и квадрат), человек способен «вытащить» на поверхность неосознаваемые мысли, чувства и эмоции — и в итоге прийти к решению проблемы.

Пискарёв утверждает, что рисование и процессы в мозге связаны и через изображение можно напрямую влиять на происходящее в мыслях. Также переплетающиеся линии на рисунке внешне похожи на нейронные связи. По его мнению, с помощью нейрографики можно, изменив бессознательное и сформировав новые нейронные связи, даже «трансформировать реальность».

Доказательной базы эффективности нейрографики нет, однако исследования других арт-терапевтических методов показывают, что они эффективно работают с психоэмоциональным состоянием. Например, рисование помогает справиться с тревогой.

Как и что рисовать

Чтобы рисовать в технике нейрографики понадобятся лист бумаги, цветные маркеры и важная проблема, которая постоянно крутится в голове. Она может относиться к любой сфере — финансовой, карьерной, любовной. Автор советует брать не более одной проблемы в день, чтобы не выгореть.

Этап 1 — выражаем эмоции на бумаге при помощи линий.

Необходимо на протяжении трёх секунд выразить на бумаге эмоции, вызванные выбранной проблемой. Но сделать это в виде хаотичных линий. Точнее, одной линии: на этом этапе маркер нельзя отрывать от бумаги, то есть линия должна быть непрерывной.

Рисунок должен занимать весь лист. Напряжение также можно выражать голосом.

На этом этапе человек должен почувствовать облегчение от напряжения и ограничений.

Этап 2 — сглаживаем углы

Сейчас на рисунке множество пересекающихся линий и образованных ими углов. Необходимо скруглить их, а мелкие закрасить. Изображение становится более гладким.

Автор поясняет, что, пока мы скругляем углы, мозг считает, что мы решаем проблему. Таким образом, по задумке Пискарёва, человек получает контроль над проблемой.

Рекомендуется отслеживать ощущения в процессе рисования, испытываете ли вы сопротивление, радость, удовлетворение или другие эмоции.

Этап 3 — сливаем рисунок с фоном

На третьем этапе нам необходимо добавить линии к рисунку, чтобы получившаяся фигура растворилась в фоне. Фон символизирует внешний мир, а линии — человека в нём. Фигура не выделяется на рисунке. Это символизирует снижение художником своей социальной значимости, подчёркивает автор метода.

«Растворить фигуру в фоне — это всё равно что сказать: "Я с миром заодно. Я часть его, часть ситуации, как и все остальные"», – пишет автор.

Этап 4 — раскрашиваем элементы

Раскрашивать фигуру цветными маркерами можно как угодно, единственное правило — одним цветом должно быть закрашено несколько секторов подряд, можно также накладывать цвета друг на друга. Рекомендуется вновь отслеживать возникающие чувства.

Этап 5 — фиксируем реальность

На этом этапе следует внимательно изучить рисунок и выделить главную фигуру. Обводим фигуру чёрным маркером — рисунок готов. Автор советует записать мысли, которые приходили в голову в процессе рисования.

Символы в нейрографике

Концепция нейрографики создавалась под влиянием гештальт-терапии и учения о геометрических символах Карла Юнга. В ней есть основные символы — нейрографическая линия, круг, треугольник и квадрат.

Юнг трактует круг как стремление к гармонии и совершенству, треугольник — острый нерешенный вопрос, квадрат — стремление построить стратегию решения проблемы.

Базовый элемент — нейрографическая линия, которая, по Пискарёву, якобы помогает создавать новые нейронные связи.

Кроме того, важны цвета, которые человек выбирает для рисунка. Так, обилие красного сигнализирует о большом количестве агрессии и импульсивности, а отсутствие этого цвета говорит о низком уровне энергии. Слишком много оранжевого означает ветреность и жадность, а его отсутствие — низкую мотивацию к успеху.

  • Жёлтый цвет символизирует силу воли, желание независимости. Много жёлтого на рисунке показывает необходимость перемен.
  • Зелёный означает психическую зрелость, стремление к гармонии.
  • Синий — меланхолия и пассивность, а также верность. Отсутствие синего говорит о слабо развитой интуиции.
  • Фиолетовый символизирует магию, божественное начало, творчество. Коричневый — заземлённость, тягу к корням. Обилие коричневого — низкую самооценку.

Где используется нейрографика

Нейрографику применяют коучи в работе с целями. Психологи используют метод как ответвление арт-терапии или медитативную практику. Кроме того, метод применяют педагоги в работе с детьми с психологическими и поведенческими проблемами.

Научно не доказано, действительно ли нейрографика помогает решить ту или иную проблему — увеличить доход, вступить в отношения, исцелиться от заболеваний. Тем не менее иногда её используют в медицине. В 2018 году в России исследовали влияние методики на физиологию женщин с онкологией молочной железы. В работе отмечается, что у 70% пациенток, в течение месяца занимавшихся нейрографикой, улучшилось самочувствие, эмоциональное состояние, снизились слабость, боль, одышка и бессонница.

Нейрографику применяют и в процессе реабилитации. Государственные учреждения не исключение. К примеру, о работе по методике объявил Областной клинический лечебно-реабилитационный центр в Тверской области.

Есть ли противопоказания к нейрографике

Ряд психологов не рекомендуют заниматься нейрографикой некоторым категориям людей, объясняя это глубиной негативного состояния и сложностью его проработки. К таким категориям относятся:

  • дети до семи лет;
  • беременные;
  • люди, перенёсшие инсульт в течение последних двух лет;
  • люди с тяжёлыми психическими заболеваниями.

Психолог и психотерапевт Татьяна Чувильчикова в своем разборе нейрографики говорит, что методика Пискарёва, как и другие методики арт-терапии, противопоказана людям с психиатрическими диагнозами, в том числе с тяжёлыми формами шизофрении и биполярного расстройства. По её словам, все методы, которые усиливают фантазию, могут способствовать обострению заболевания.

Другие специалисты считают, что заниматься этим видом арт-терапии можно практически всем, но в сопровождении опытного инструктора и с разрешения лечащего врача.

Критика нейрографики

Критики нейрографики отрицают научную эффективность метода и называют его «большим бизнес-проектом». Ряд психологов задаются вопросом об отсутствии в открытом доступе документов, подтверждающих научные степени автора метода, Павла Пискарёва. Кроме того, они обращают внимание на несвязанность между собой психологических теорий, которые упоминаются Пискарёвым.

На профессиональной платформе для психологов b17 есть анкета Пискарёва. На странице модераторы указали, что анкета принадлежит неспециалисту «или ещё не проверена».

По словам психолога Татьяны Чувильчиковой, нейрографика — это большой бизнес, созданный «довольно примитивными» способами, для раскрутки которого используются крупные блогеры, такие как Лерчек или Настя Ивлеева.

«И дальше начинается популяризация метода, чтобы люди шли обучаться этой нейрографике либо к самому Пискарёву, либо к его ученикам-адептам. Складывается классическая пирамидальная структура, где есть вершина, на которой обучают нейрографике, дальше от неё ответвляются инструкторы, которые отдали по полмиллиона рублей за девять месяцев обучения, и дальше от них ответвляются уже те люди, которые изучают нейрографику для себя», — говорит Чувильчикова.

По её мнению, нейрографика не имеет никакой связи с профессиональным психологическим сообществом и не является реальным серьёзным терапевтическим методом.

Она сравнивает эту технику со спонтанным рисованием. При этом эксперт не исключает, что нейрографика позволяет проработать конкретные переживания, но она не приносит «ни миллиардов, ни мужей, ни исцеления», ни прочих обещанных чудес.

Ей вторит психолог Сергей Сигаев. Он, в свою очередь, сравнивает нейрографику с самогипнозом и указывает на магическое мышление её автора и его учеников.

«И, кстати, кто сказал, что самогипноз неэффективен? Очень даже эффективен, когда человеку кажется, что он нашел ключ для решения всех своих проблем, когда человека поддерживает группа и авторитет продвинутых наставников!» — говорит Сигаев.

Однако, по его словам, проблема в том, что человек в реальности не находит поддержку в самом себе, а уходит в зону фантазий, уверовав в то, что освоил «суперволшебный метод психотерапии». Психолог сравнивает учение Павла Пискарёва с работой финансовых пирамид, в том числе знаменитой МММ.

«Автор методики не настаивает на научной обоснованности метода. Он опирается на идею о том, что под определённым углом нейрографика — это эзотерика, доступная для всех и способная принести пользу. С другой стороны, в этом же интервью Павел Пискарёв приводит пример того, что любое учение эзотерично до момента познания. Павел приводит пример математики, говоря о том, что без знания таблицы умножения данная наука может казаться эзотерической.

На данный момент нет научного обоснования нейрографики. Говорить о том, что это научно обоснованный самостоятельный метод — некорректно. Справедливости ради стоит сказать, что, рассматривая нейрографику не в качестве самостоятельной дисциплины, а как одно из направлений арт-терапии, можно говорить о том, что научно обоснована и доказана польза от арт-терапевтических практик.

Интересно, что уровень кортизола, известного как гормон стресса, меняется в зависимости от применения арт-терапевтических практик. В 2016 году был проведён эксперимент, где уровень кортизола замеряли до практики различных арт-техник и после. По представленным результатам видно, что уровень гормона стресса значительно снижался после работы в методах арт-терапии. Участники эксперимента с воодушевлением делились ощущениями и говорили о том, что они будто бы преобразились изнутри, открыли для себя что-то новое и внутренне успокоились».

Марина Гринвальд
психолог

Эта статья — одна из тысяч в «Энциклопедии "Секрета фирмы"». В этом проекте мы простыми словами рассказываем о сложных терминах и явлениях. Посмотрите другие статьи «Энциклопедии», чтобы лучше понимать мир, в котором мы живём.