Валентин Юдашкин на неделе моды в Москве осень-зима 2008/09 в Гостином дворе.
© Korobeynikov Dmitry/East News
Валентин Юдашкин ассоциируется с парчой, перьями, стразами и прочим «богатством». Он продвигал на Западе истинную русскую красоту в том числе тем, что некоторые его наряды как бы случайно обнажали грудь моделей. Алла Пугачёва называла его «достоянием нашей страны». Чем он заслужил такую оценку?
Родился 14 октября 1963 года в подмосковном посёлке Баковка (близ Одинцово) в еврейской семье. Папа работал в издательстве «Правда».
Интересоваться модой Валентин начал ещё в детстве. Например, в 15 лет он выпросил у родственников джинсы за огромные по тем временам деньги — 120 рублей (сопоставимо с месячной зарплатой квалифицированного специалиста). Родственникам пришлось скидываться.
Тогда же Юдашкин рисовал свои эскизы, делал выкройки и шил собственные модели одежды. Родители не хотели, чтобы он становился модельером — в их представлении это была «не мужская» профессия. Но Валентин их ослушался и поступил в Московский индустриальный техникум на отделение моделирования костюма (специальности «история костюма» и «макияж и декоративная косметика»).
В 1982-1984 годах Юдашкин служил в армии. Сам он говорил, что это были секретные войска, и он не может их назвать. В армии экспериментировал с формой — делал зауженные портянки, брюки под клёш, менял форму фуражки
Вернувшись из армии, Юдашкин окончил техникум и по распределению на два года попал в Центральное проектно-конструкторское бюро при Министерстве бытового обслуживания. Там он создавал костюмы для сборной СССР по парикмахерскому искусству.
Путь в индустрии моды для Валентина Юдашкина начался в 1987 году, когда он открыл компанию Vali-Moda и представил первую коллекцию одежды в Колонном зале Дома Союзов. Официально Vali-Moda считалась театром: как и, например, «Дом моды Зайцева» — в то время было нескромно открывать модный дом под своим именем. Тем не менее, к полноценному дому Юдашкин всё же пришёл и очень скоро — когда его пригласили в Париж. Он улетал, чтобы учиться, а вернулся уже дизайнером мирового уровня.
В 1991 году Валентин Юдашкин впервые представил коллекцию одежды на Парижской Неделе Haute Couture (высокой моды). Коллекция называлась «Фаберже» и состояла из 150 платьев, сшитых в виде яиц Фаберже. Творения Юдашкина покорили европейскую публику, в том числе присутствовавших на показе Пьера Кардена и Пако Рабана.
Одно из платьев позже приобрёл Лувр для Музея костюма и Калифорнийский музей моды. Именно после этого показа к Юдашкину пришёл мировой успех: он стал участвовать в показах в Милане, Нью-Йорке и других городах. В том числе ежегодно он представлял свои коллекции и в Париже.
Вернувшись после судьбоносного показа, вдохновлённый Юдашкин в том же году основал бренд Valentin Yudashkin, который существует до сих пор. Спустя 2 года появился «Дом моды Valentin Yudashkin». Это выводило Юдашкина на новый уровень как модельера: теперь у него был свой демонстрационный зал для показов, а также он мог организовать музей, где хранятся прошлые коллекции.
В 1994 году Юдашкин выпустил первую коллекцию категории prêt-a-porte: готовые к носке изделия. А в 1997 году в Москве открылся первый брендовый магазин, где продавалась одежда категории prêt-a-porte de lux. Позже ассортимент бутиков Valentin Yudashkin дополнили аксессуары и ювелирные украшения.
Но более важным и для самого Юдашкина, и для российской моды в целом стал 1996 год. Именно тогда Парижский синдикат высокой моды дал «Дому моды Валентина Юдашкина» статус члена-корреспондента и право именоваться Домом Haute Couture. Впервые такой статус получил российский дизайнер. С тех пор Юдашкин дважды в год мог участвовать в Парижской Неделе Haute Couture.
Коллекции, которые привозил во Францию Юдашкин, традиционно были посвящены русской культуре — и дизайном, и названиями: «Анна Каренина», «Екатерина Великая» и другие. Он стремился привлечь внимание к русскому балету, живописи и архитектуре, из коллекции в коллекцию использовал русскую вышивку — она практически стала его визитной карточкой.
Правда, членство в Парижском синдикате оказалось не вечным: через несколько лет в правилах появилось требование иметь модный дом физически в Париже. Юдашкин этого сделать не мог — тогда бы он стал уже французским модельером, поэтому синдикат пришлось покинуть. Некоторое время он представлял коллекции в Милане и тосковал по парижскому подиуму. Милан не принимал его так тепло: для итальянцев то, что создавал Юдашкин, было «слишком парижским» — сложносочинённым, с избытком аксессуаров. Итальянцы хотели более простых моделей.
Но судьба всё же была благосклонна к Юдашкину: благодаря знакомству с Карин Ройтфельд, главным редактором французского Vogue, он вернулся на Парижскую Неделю моды. И до последнего дня оставался единственным российским модельером, который регулярно представлял там свои коллекции.
Любовь Юдашкина к показам в Париже и выход на мировой уровень не мешали ему много делать и для российской моды. Он создавал одежду для сборной России к Олимпийским играм 1994 и 1996 года. Юдашкин стал единственным дизайнером haute couture, который одевал российских спортсменов.
В 1994 году Юдашкин разработал униформу для лётного состава «Аэрофлота»: чёрный костюм с красным жилетом и галстуком-бабочкой.
Полюбился Валентин Юдашкин и российским звёздам эстрады, театра и кино.
Он одевал Людмилу Гурченко, Надежду Бабкину, Филиппа Киркорова, Александра Калягина, Владимира Спивакова и других. А для Аллы Пугачевой Юдашкин был практически главным модельером — после знакомства на концерте в «Олимпийском» в 80-х годах она постоянно надевала его наряды.
Несмотря на то, что Валентин Юдашкин был модельером haute couture, в 2005 году он запустил масс-маркет бренд Yudashkin Jeans. А также периодически сотрудничал с другими компаниями в сегменте масс-маркет. В 2013 году он работал с сетью магазинов «ЦентрОбувь» и выпустил коллекцию Valentin Yudashkin Limited Collection for CentrObuv для сезона весна/лето. В коллекцию вошли больше 70 моделей женской обуви и аксессуаров (сумок и клатчей), каждое изделие стоило не дороже 1500 рублей. Некоторые модели из этой коллекции ранее побывали на Неделе моды в Париже.
А в 2016 году Юдашкин подписал договор с Faberlic — на создание весенней коллекции одежды и аксессуаров для сезона весна/лето 2017. Идея оказалась успешной, и сотрудничество Юдашкина и Faberlic продолжилось ещё на год. Коллекции были небольшие: на 60 моделей, но включали в себя всё — от брючных костюмов и платьев до шуб.
Одежда и аксессуары — не единственное, что создавал Валентин Юдашкин: с 1995 года его «Дом моды» также выпускал коллекции мебели, посуды и столовых приборов. А в 1999 году он представил одноимённый парфюм — Valentin Yudashkin.
Одежда и аксессуары — не единственное, что создавал Валентин Юдашкин: с 1995 года его «Дом моды» также выпускал коллекции мебели, посуды и столовых приборов. В 2012 году совместно с брендом La Maison Валентин Юдашкин запустил линию товаров для дома с фарфором, текстилем и столовым серебром. А в 1999 году он представил одноимённый парфюм — Valentin Yudashkin.
Помимо этого под брендом Valentin Yudashkin работают студия интерьеров Yudashkin Interiors и шоурум Valentin Yudashkin Luxury Wallpaper (обои для дома и коммерческой недвижимости).
В 2008 году Юдашкин вместе с модельером Игорем Чапуриным разработали новую форму для армии России. Бюджету она обошлась в 170 млн рублей. Форму взяли на вооружение, однако вскоре возникла проблема: в декабре 2010 года около 200 срочников на Кузбассе так в ней замерзли, что их пришлось везти в больницу. Также новую форму военные критиковали за плохое качество и неудобство.
Юдашкин в 2012 году заявил, что к форме не имеет отношения — Минобороны якобы само её «доработало». Военная прокуратура подтвердила: ведомство решило сэкономить на материалах, и с разработчиком формы это не согласовали. Из-за этого Юдашкин попал под волну хейта и больше с министерством не работал. При этом даже гонорар он не получил.
Юдашкин интересовался театром. В 2002 году он окончил Российскую академию театрального искусства по специальности «театроведение», а затем выступал художником по костюмам в нескольких спектаклях театра Олега Табакова.
В 2012 году Юдашкин стал доверенным лицом Владимира Путина и главным редактором круглосуточного телеканала «Стиль и мода».
В начале того же 2012 года Валентин Юдашкин занял пост президента СТСР — Союза танцевального спорта России. Через три года депутат Госдумы Александр Агеев, возглавляющий дисциплинарно-правовую комиссию СТСР, попросил правоохранительные органы проверить работу Юдашкина. Агеев подозревал в неправомерном использовании и даже хищении денег из бюджета Москвы. Якобы средства списывались на организацию клубных турниров, но в действительности клубы их проводили абсолютно за свой счёт. Однако никаких обвинений Юдашкину по итогам этой истории не предъявили.
В 2016 году модельер узнал, что болен раком. Очагом была печень, но метастазы уже добрались до головы. Болезнь диагностировали поздно, она развивалась к тому моменту уже около 10 лет. Но врачи в Лос-Анджелесе, где Юдашкин каждый год проверял здоровье, её не увидели.
Несмотря на курс химиотерапии и несколько операций, кутюрье продолжал работать и создавать новые коллекции. Болезнь ушла в ремиссию, но Юдашкин редко появлялся на публике, сильно похудел и всегда был в головном уборе.
В начале 2023 года его состояние ухудшилось. Зарубежные специалисты отказались браться за лечение дизайнера — слишком сильно прогрессировала болезнь, рассказывала его дочь Галина. Она добавила, что российские врачи давали позитивный прогноз.
Однако 2 мая Юдашкин скончался. За день до этого модельер комментировал уход коллеги по цеху Вячеслава Зайцева.
Делал дизайн интерьеров. Например, пентхаус в Сочи с его решениями внутри в 2021 году продавали за 567 млн рублей.
Женился на парикмахерше через три дня после того, как начал с ней встречаться. Прожил с ней всю оставшуюся жизнь. Марина Юдашкина стала топ-менеджером в модном доме Валентина. У вдовы осталась дочь (фотограф), два внука и внучка.
Владел пентхаусом в Нью-Йорке. В 2022 году выставил его на продажу за $8 млн.
В 2022 году Юдашкина не пустили на Неделю моды в Париже. Причина: мэтр не выразил свою позицию по поводу специальной операции на Украине.
В 2007 году стал кавалером ордена искусств и литературы Франции, в 2013 году его наградили награжден Орденом Почетного легиона. В России удостоен орденов Почета и «За заслуги перед Отечеством IV степени».
О болезни: «Я не был в истерике, наоборот я как-то максимально мобилизовался, потому что я думал о том, как сказать это дома. И, наверное, самое важное тут семья, которая сделала вид, что ничего не происходит. Может быть, сопли, слезы были, но я этого не видел вообще».
О мечте: «Мечтаю увидеть, как будет дальше развиваться индустрия, в которой работаю. В какую сторону пойдет мода, театр. Останется ли традиционное искусство хоть в какой-то мере. Или поломается всё, и появятся совершенно новые формы».
О русской моде:
«Раз я представляю русскую моду на международном рынке, то считаю, что она существует. Я не француз и не итальянец. Возможно, меня одного мало для разговора о русской моде. Если бы, к примеру, в парижских показах нас участвовало четверо--шестеро, то уже можно было бы о чем-то говорить, а так я несу традиции русского искусства один».