Кто такой коуч. Объясняем простыми словами
Согласно определению Международной федерации коучинга, главная цель коуча — «стимулировать мышление и творчество клиентов, вдохновлять их на максимальное раскрытие своего личного и профессионального потенциала».
Как правило, коучинг напоминает бизнес-стратегию: есть цель, график, дедлайны, коррекция и подведения промежуточных итогов.
Проще говоря, работу коуча можно сравнить с работой фитнес-тренера в тренажёрном зале. Клиент приходит к тренеру с определённым запросом (похудеть, подкачаться, укрепить здоровье), а тренер рекомендует ему упражнения, корректирует правильно выполнения и «сопровождает» клиента на пути к его цели.
Примеры употребления на «Секрете»
«Сама Демченко называет себя "холистическим маркетинг-коучем", который "масштабирует" людей, создавая новые контексты, способствуя высвобождению и развитию нереализованного потенциала человека».
(Из новости о том, как российский мэр назначил бизнес-тренера советником по счастью.)
«Сотрудники не очень-то доверяют самой идее развития и опасаются коуча, перед которым предстоит раскрываться. Преодолеть настороженное отношение можно только мягкостью. Коуч, которого вы наймёте, должен подползать тёплым крабом, создавать доверие и сохранять конфиденциальность».
(Психолог-консультант Юлия Бурлакова — о развитии эмоционального интеллекта в компании.)
Ошибки в употреблении
Не путать с бизнес-тренерами и менторами. Автор книги «Как разговаривать с мудаками», гуру переговоров Марк Гоулстон так объясняет разницу между этими специалистами: «Ментора от коуча отличает долгосрочное планирование. Коуч учит добиваться конкретных цифр — подобно тому, как главный тренер спортивной команды готовит её к победе в чемпионате. Ментор пытается сделать человека лучше в целом — безотносительно конкретных результатов».
Проблема
В поисках коуча легко наткнуться не на нужного специалиста, а на инфобизнесменов. Так называют предпринимателей, которые имеют в своём арсенале несколько удачных коммерческих ходов, разработали шаблон пошагового обучения и получают доходы с обучения начинающих бизнесменов.
«Один из отличительных признаков инфобизнесмена — обещание "быстрых чудес" и апелляция к цифрам: мы увеличим вашу конверсию! Мы поднимем ваши продажи! Мы станем творцами ваших побед!» — говорит предприниматель Сергей Дегтярев. Но чаще всего сотрудничество с ними — пустая трата времени и денег.
Статью проверил:
Алексей Кричевский, эксперт Академии управления финансами и инвестициями, автор Telegram-канала «Экономизм»