secretmag.ru
Опубликовано 31 марта 2020, 21:25

Он вам не бизнес-тренер. Зачем стартаперам ментор и как с ним правильно работать

Предприниматель

В моменты неопределённости и в кризисных ситуациях предпринимателям часто нужен совет более мудрого и опытного человека. Нужно не только найти хорошего наставника, но и правильно задать ему вопрос. Рассказываем, как это правильно сделать.

Он вам не бизнес-тренер. Зачем стартаперам ментор и как с ним правильно работать

Кто такой ментор и чем он отличается от коучей и бизнес-тренеров

Ментор — это наставник с большим жизненным опытом и знаниями в определённой сфере. Как правило, это человек, который прошёл гораздо больший путь, чем предприниматель, который хочет попросить у него совета.

Если коучи развивают внутренний потенциал человека, а бизнес-тренеры учат определённым техникам, то ментор отвечает на вопросы ученика и направляет его. Задача ментора — сэкономить время и деньги предпринимателя, указывая, в правильном направлении тот движется или нет.

В 23 года я не послушал ментора, и это стоило мне 60 млн рублей. Он дал мне совет по развитию франчайзинговой сети, потому что знал, что у меня нет управленческого опыта в бизнесе. У меня было шесть детских садов, и он посоветовал мне не развивать собственную сеть, а оставить один и ещё пять продать франчайзи.

Но мне было важно, чтобы люди видели, что у меня есть своя розничная сеть, так ко мне больше доверия при продаже франшиз, поэтому я не поверил ментору, хотя он зарабатывал в 20 раз больше меня. Только спустя два года я понял, что он был прав.

Где искать ментора

Ментор из той же сферы, что и предприниматель, может дать молодому стартаперу больше готовых решений. Но тут возникает конфликт интересов. Даже если они находятся в разных городах и сам по себе рынок огромен, они прямые конкуренты. Особенно если потенциальный ментор хочет запустить большую сеть в нескольких регионах. Получается, что ментор должен поделиться своими знаниями и наработками с будущим конкурентом.

Намного более эффективным ментором станет человек со схожей моделью продаж в бизнесе. Опытный предприниматель с широким кругозором поможет понять, как сделать так, чтобы стартап приносил выручку и привлекал клиентов.

Первый путь поиска менторства — социальные сети

Часто менторы искренне хотят поделиться опытом и помочь. Большинству опытных предпринимателей можно написать в личные сообщения в Facebook или Instagram. Мне часто пишут, и, если вопросы сформулированы понятно и правильно, я записываю голосовое сообщение с ответом.

Второй путь поиска ментора — покупка качественной франшизы

Это формат гарантированного наставничества. В качественных франшизах можно задавать вопросы не только сотрудникам компаний, но и более опытным партнёрам.

Третий путь — публичные мероприятия

Есть бизнес-клубы, в которых предусмотрены регулярные беседы с опытными предпринимателями. Так можно познакомиться с мощными управленцами в узкой нише. Наставник может помочь найти решение конкретной проблемы, в том числе познакомив предпринимателя с нужными экспертами.

Он вам не бизнес-тренер. Зачем стартаперам ментор и как с ним правильно работать

© pixabay.com, СС0

Как общаться с ментором

Как правило, выпадает лишь один шанс встретить определённого человека, и к нему нужно быть готовым. Если подойти к потенциальному ментору без чётко сформулированного вопроса, он вряд ли заинтересуется.

Это должен быть не общий размытый вопрос вроде «Не согласны ли вы стать моим ментором?». Для занятого человека он звучит как предложение помочь развить чужой бизнес и поработать за другого человека.

Это должны быть один-два конкретных вопроса, которые важны тебе в данный момент. Не нужно просить поделиться советом на будущее или задавать отвлечённые вопросы. Не стоит также писать десять вопросов сразу, потому что у ментора не будет времени на них ответить.

Чтобы после первого контакта отношения продолжились, нужно воспользоваться советом, вернуться, поблагодарить, рассказать о результате и задать следующий вопрос.

Например: «Спасибо, я нанял помощника, разгрузил бизнес и теперь настраиваю рекламу. Как найти хорошего маркетолога?». В этом случае вы наверняка получите ответ.

Идеальный алгоритм общения с ментором:

  • задать вопрос;
  • последовать совету;
  • поблагодарить;
  • кратко рассказать о результатах;
  • задать следующий вопрос.

У меня есть два способа решения проблем в бизнесе — «Яндекс» и люди. Если я не нахожу ответ в «Яндексе», я ищу людей, которым можно задать вопрос. Иногда этот путь занимает несколько месяцев, но, только получив ответ, поймёшь, куда двигаться дальше. В противном случае ты сам будешь экспериментировать десятки лет.

Фото: pxhere.com