Что такое углеродный налог. Объясняем простыми словами
Углеродным налогом упрощённо называют проект там называемого трансграничного корректирующего углеродного механизма (CBAM) Еврокомиссии. Он предполагает, что производители из стран, у которых нет собственных внутренних механизмов углеродного регулирования (в том числе Россия), при ввозе в Евросоюз цемента, удобрений, электроэнергии, железа, стали и алюминия будут обязаны покупать специальные сертификаты.
Проще говоря, углеродный налог — это плата за выбросы углеводорода (парниковых газов) в атмосферу. А сертификаты — это квоты на выбросы газов.
CBAM ещё не вступил в силу — необходимо, чтобы его одобрили страны — участницы Евросоюза и Европарламент.
Летом 2021 года группа G20 (куда входит и Россия) впервые признала в официальном коммюнике, что введение платы за углеродные выбросы является одним из методов борьбы с изменением климата.
Однако пока в России нет собственной системы сбора углеродной отчётности. Поэтому непонятно, как точно подсчитать объёмы выбросов российских компаний. Также в CBAM нет точного перечня сырья и комплектующих, по которым должны учитываться «косвенные» выбросы при производстве.
Примеры употребления на «Секрете»
_«Уже сегодня Еврокомиссия обсуждает новый семилетний бюджет, в котором предполагается и налог на углеродные выбросы, и пограничный налог. Дело в том, что западные компании задаются вопросом: "Если я плачу налог на выбросы, почему я конкурирую с компаниями извне Евросоюза, которые поставляют продукты, сделанные по "грязным" технологиям?" Это лобби будет исключительно сильным, поэтому у меня нет сомнений, что появится пограничный налог на импорт таких товаров в Европу». _
(Учёный-экономист, профессор экономики парижской Школы политических наук Sciences Po Сергей Гуриев — о вызовах, стоящих перед российской элитой.)
Цифра
По оценке Минэкономразвития, дополнительная финансовая нагрузка для российских экспортеров в результате введения углеродного налога составит €50,6 млрд до 2030 года.
Факт
В 2019 году глава «Роснано» Анатолий Чубайс озвучил идею ввести в России свой углеродный налог. Эта мера должна была заставить промышленников сократить вредные выбросы в атмосферу, ведь за превышение нормы по загрязнению окружающей среды нужно было бы платить.
Предложение отвергли после критики Минэнерго, Минпромторга и РСПП. Дело в том, что убытки только одного «Газпрома» составили бы $8 млрд.
«В моём понимании власть проявила беспомощность, слабость и допустила грубейшую ошибку. В результате которой не было сделано ничего. Итог — ЕС вводит трансграничный углеродный налог, и российский бизнес будет платить. Будет платить. Только платить будет не своему правительству, а чужому», — говорили об отказе России в 2019 году от введения внутреннего углеродного налога.
Статью проверил:
Александр Дубянский, доктор экономических наук, профессор кафедры истории экономики и экономической мысли Санкт-Петербургского государственного университета