Чубайс станет главным переговорщиком с ЕС по углеродному налогу
Правительство поручило спецпредставителю президента Анатолию Чубайсу создать рабочую группу, которая подготовит согласованную позицию России на проект трансграничного корректирующего углеродного механизма (CBAM) Еврокомиссии, известного как углеродный налог. Сам Чубайс станет главным переговорщиком с Евросоюзом (ЕС) на эту тему. Кроме того, кабмин раздал другие поручения Минэкономразвития, Минприроды, МИДу и другим ведомствам.
Вице-премьер Алексей Оверчук ждёт от ведомств и чиновников предложения и замечания к инициативе Евросоюза уже к 6 сентября, сообщает РБК со ссылкой на протокол совещания, которое состоялось 30 июля 2021 года. В нём приняли участие представители Минэкономразвития и Минфина, руководители Минприроды, Росгидромета и Рослесхоза, а также гендиректор «Интер РАО» Борис Ковальчук, советник президента России Руслан Эдельгериев и спецпредставитель президента по связям с международными организациями для достижения целей устойчивого развития Анатолий Чубайс.
«Россия заинтересована в развитии международного сотрудничества и активизации усилий по решению проблемы изменения климата. Сейчас правительство формирует позицию в отношении планируемого введения ЕС трансграничного углеродного регулирования. В этой работе задействованы профильные ведомства, вице-премьеры, ведутся консультации с экспертным и бизнес-сообществом», — сообщили РБК в секретариате Оверчука.
Оверчук поручил Чубайсу совместно с Минэкономразвития, МИДом и Минприроды создать рабочую группу с участием представителей Еврокомиссии для обсуждения углеродного налога, а также «проработать возможность проведения переговоров на высоком уровне». Минэкономразвития, Минприроды и МИД должны представить свои предложения и замечания, согласовать их с Эдельгериевым и Чубайсом и разместить на сайте Еврокомиссии.
Помимо этого, Минэкономразвития, Минприроды и Российский экспортный центр (РЭЦ) должны к 13 сентября изучить европейские методологии подсчёта выбросов парниковых газов и проработать вопрос создания «системы отечественных верификаторов выбросов парниковых газов, признаваемых властями Евросоюза». В целом российские министерства к 13 октября должны проанализировать последствия введения налога для отраслей российской экономики, а также для потенциальной реализации ещё более широких, хотя и отдаленных инициатив по введению международного — в том числе глобального — углеродного регулирования.
Также Оверчук предписал чиновникам воздержаться от оценочных суждений в отношении как проекта, так и действий России «вплоть до утверждения переговорной позиции по данному вопросу» на уровне правительства.
«Преждевременные высказывания, которые, возможно, будут отличаться от сформированной в результате позиции, могут служить почвой для появления искажённого восприятия этого вопроса», — заявили в секретариате Оверчука.
Углеродный налог и Россия
Проект углеродного налога чиновники ЕС представили в середине июля. Инициатива подразумевает, что при ввозе в Евросоюз цемента, удобрений, электроэнергии, железа, стали и алюминия через несколько лет придётся покупать специальные сертификаты, которые и будут аналогом углеродного налога. По оценке Минэкономразвития, дополнительная финансовая нагрузка для российских экспортеров в результате введения углеродного налога составит €50,6 млрд до 2030 года. По мнению аналитиков рейтингового агентства Scope Ratings, это может оказать существенный эффект на бюджет России.
В Еврокомиссии РБК сообщили, что готовы взаимодействовать со всеми международными партнёрами — официальный представитель европейского органа добавил, что замечания и предложения ждут до 27 октября 2021 года.
По мнению министра экономического развития Максима Решетникова, проект CBAM противоречит правилам Всемирной торговой организации (ВТО) и международным договоренностям в области борьбы с изменением климата.
«Речь идёт и о базовых принципах, таких как "национальный режим" и "режим наибольшего благоприятствования", и о введении ограничений на ввоз, и многом другом. То есть у нас есть серьезный набор оснований для претензий. Надеемся, что эти претензии будут урегулированы и дело не дойдет до спора», — заявил министр в интервью ТАСС.
По мнению чиновников Еврокомиссии, их предложение разработано таким образом, чтобы выдержать тест на согласованность с правилами ВТО. Эксперты Аналитического центра при правительстве России считают, что выбранную европейцами схему «оспорить довольно сложно, поскольку она фактически просто вводит национальный режим в отношении импортируемых товаров и не предполагает какой-либо дискриминации».
При этом летом 2021 года группа G20 (куда входит и Россия) впервые признала в официальном коммюнике, что введение платы за углеродные выбросы является одним из методов борьбы с изменением климата. Налоги на углерод и торговля квотами на выбросы — наиболее распространённые рыночные инструменты для снижения вредных выбросов, в мире уже 46 стран реализовали или запланировали введение сбора за углерод,
Замглавы отдела спецпроектов департамента исследований ТЭК Института проблем естественных монополий Алексей Фаддеев отметил, что проект CBAM не включает точного перечня сырья и комплектующих, по которым должны учитываться «косвенные» выбросы при производстве (Scope 3) — по его словам, оценки показывают, что углеродный след для некоторой продукции с учетом или без учета выбросов Scope 3 могут различаться в десятки раз.
Другой проблемой является точный подсчёт объёма выбросов российских компаний. На данный момент в России нет собственной системы сбора углеродной отчётности, однако Минэкономики уже подготовило проект приказа, который должен ускорить процесс национальной аккредитации отечественных независимых организаций, чьи данные будут приниматься европейским регулятором.
Ранее «Секрет» писал, что Минэкономразвития подготовило проект стратегии сокращения выбросов парниковых газов до 2050 года. В документе представлены четыре сценария — инерционный, базовый, интенсивный и агрессивный. В базовом сценарии, принятом за основной, объём вредных выбросов не только не уменьшится, но даже немного вырастет — с 2,12 млрд т эквивалента углекислого газа в 2019-м до 2,29 млрд т в 2050 году. Однако с учётом поглощения лесами и болотами «чистая эмиссия» снизится на 25%.
Фото: Авилов Александр/Агентство «Москва»