secretmag.ru
Энциклопедия

Что такое роялти. Объясняем простыми словами

Роялти — платёж, который покупатель франшизы регулярно выплачивает компании за то, что пользуется её брендом, опытом, деловой репутацией и технологией.

Понятие «роялти» используется в различных отраслях: аренда, пошлина, авторские права, патенты, использование природных ресурсов, оплата доли за право собственности и т. д. Однако чаще всего этот термин упоминается именно во франчайзинговых процессах.

Примеры выплаты роялти:

  • Бизнесмен захотел открыть ресторан под определённым брендом. Он заключает договор на право использовать бренд крупной сети, обучается, выходит на рынок, а затем сам развивает ресторан, регулярно выплачивая роялти.
  • Любитель музыки послушал любимую песню. За каждое воспроизведение композиции на официальном ресурсе владелец авторских прав получает роялти.

Пример употребления на «Секрете»

«Сеть пиццерий Domino's Pizza выиграла в России суды у бывших франчайзи, которые требовали взыскать с неё многомиллионные убытки, и отсудила невыплаченные пени и роялти на миллионы рублей».

(Из новости о судебном споре, связанном с выплатами.)

Факт

Термин «роялти» происходит от английского слова royalty, что в переводе означает «королевский» или «государственный». Изначально он применялся исключительно к платежам, которые предприниматели уплачивали государству за разработку недр.

Нюансы

Несмотря на то что определение франчайзинга отсутствует в законодательстве большинства стран СНГ, термин «роялти» активно применяется в отечественной юридической практике.

Как именно определять размер роялти, франчайзер (продавец франшизы) решает сам. Чем больше владелец бренда работает с покупателем франшизы — проводит обучение, помогает в подборе персонала, предоставляет собственные IT-разработки — тем выше может быть размер роялти. Также на размер платежа влияет вес бренда на рынке, его репутация, география присутствия.

Размер роялти указывается в процентах от оборота или в виде фиксированной суммы. Второй формат позволяет гарантированно получить вознаграждение от партнёра, не контролируя его выручку.

Кроме того, роялти может начисляться за каждую открытую партнёром франчайзинговую точку отдельно. Также существуют комбинированные роялти (например, процент от выручки, но не менее фиксированной суммы).

Некоторые франшизы не предполагают выплаты роялти. В таком случае франчайзи, как правило, не просто использует бренд франчайзера, но и закупает у него продукцию в определённых объёмах. Этот формат сотрудничества также называют «скрытые роялти» или «антифраншиза».

Важно

Роялти является объектом налогообложения. То есть за каждый полученный роялти придётся заплатить часть в бюджет страны (попадает под два вида налогов: налог на прибыль (НДФЛ для физлиц) и НДС).

Цифра

По данным международной ассоциации франчайзинга, средняя величина роялти составляет 6,5%.

Практика

Иногда установленный роялти временно отменяется, как это было, например, в 2020 году. Когда из-за локдауна и пандемии бизнес встал, многие франчайзеры начали давать партнёрам «каникулы», пытаясь облегчить ситуацию. Либо же роялти не берётся первые несколько месяцев, чтобы партнёр успел встать на ноги и начать зарабатывать.

Статью проверил:

Ренат Асадов, финансовый директор «Алгоритмики»