Что такое антифраншиза. Объясняем простыми словами
Антифраншиза — способ организации предпринимательского проекта, при котором развитие своего бренда происходит по чужой бизнес-модели.
Фактически антифраншиза реализуется на основе бенчмаркинга и считается «облегчённой» версией классического франчайзинга.
Это работает так: франчайзи получает от продавца антифраншизы выстроенные бизнес-процессы, систему управления, консультации, но работать продолжает/начинает под своим именем. За это он платит небольшой паушальный взнос (разовый платёж за вход в бизнес) и не платит характерное для традиционной франшизы роялти (периодические выплаты в виде процентов с оборота или маржи). При этом продукцию, расходные материалы, оборудование он обязан закупать у продавца антифраншизы.
Пример употребления на «Секрете»
«Патронажный сервис "Сиделкин" помогает пожилым (а также людям с ограничениями) найти подходящих специалистов по уходу. Мы не только сами строим это дело, но и предлагаем другим предпринимателям воспользоваться нашей бизнес-моделью в формате антифраншизы. <...> Теперь мы можем помочь начинающим предпринимателям развить свой собственный бизнес в сфере социальных услуг под собственной торговой маркой (без переплат за чужие франшизы) всего за 12 дней и с начальными инвестициями всего от 50 000 до 500 000 рублей».
(Социальный предприниматель Роман Синельников — о развитии службы по уходу за пожилыми людьми.)
Критика
- Формат преподносят как свежий, но на деле он таким не является.
- Новое название зачастую используют как маркетинговую уловку, чтобы выделиться среди многообразия франшиз.
- Без роялти у продавца антифраншизы нет настоящей мотивации помогать своему партнёру.
- Обязательство закупать продукцию только у партнёра сковывает предпринимателя и сужает ассортимент для потребителей.
- В антифраншизах нет главного, за что стоит платить, — сильного бренда.
(По мнению опрошенных «Секретом» экспертов.)
Статью проверил:
Юрий Ляндау, д. э. н., профессор РЭУ им. Г. В. Плеханова