Что такое мерчандайзинг. Объясняем простыми словами
Мерчандайзинг включает в себя:
- планирование торгового зала;
- выкладку товаров;
- размещение рекламных материалов: плакатов, указателей, стикеров и др.;
- установку брендированного оборудования: стеллажей, витрин, холодильников
- контроль цен, акций, скидок и т. п.
Также важно, где именно располагается товар в торговом зале, сколько места он занимает на полках, как соседствует с конкурентами.
Всё это учитывается и используется, чтобы представить продукцию максимально привлекательно для потенциальных покупателей и стимулировать продажи.
Мерчандайзинг направлен не только на продажи конкретных товаров, но и на увеличение среднего чека покупки в магазине в целом (увеличение выручки магазина). Ряды планируются так, чтобы покупатель дольше ходил по магазину и увидел больше товаров. Потенциальные сопутствующие покупки располагаются рядом с популярным товаром, в прикассовой зоне и т. д.
Если раньше выкладку товара делали в основном сотрудники магазинов, то сейчас многие поставщики содержат штат специалистов, которые занимаются непосредственно мерчандайзингом.
Пример употребления на «Секрете»
_«Генеральный директор Trax Джоэл Бар-Эль говорит, что для таких больших компаний, как Coca-Cola и Procter & Gamble, вопрос правильной расстановки продуктов в магазинах, от которой напрямую зависят продажи, и контроль за этим — большая проблема. "FMCG компании сегодня тратят около $70 млрд на стандарты мерчандайзинга и следование им, покупку пространств и маркетинговые материалы, рекламные акции, выставки и так далее", — говорит он». _
(Из [дайджеста] (https://secretmag.ru/trends/whatsup/zakladki-luchshie-istorii-iz-mirovyh-biznes-izdanij.htm) публикаций англоязычных деловых изданий.)
«Пусть действия подражателей не сбивают вас с толку — продолжайте выпускать оригинальные продукты, усиливайте экспертизу. Инновационный подход нужно применять не только к самому продукту, но и во всех процессах — экспериментируйте с маркетингом, мерчандайзингом, каналами продаж».
(Создательница компании BioFoodLab Елена Шифрина — в колонке о том, как защитить свой бренд от копирования.)
Нюансы
Всё, что касается мерчандайзинга, имеет значение и в интернет-торговле, отмечает ведущий маркетолог рекламного агентства «Траст групп БТЛ» Павел Бедненко. Он определяет онлайн-мерчандайзинг как «метод продвижения товара на онлайн-площадках путём формирования актуального контента».
По его словам, основами онлайн-мерчандайзинга считаются:
-
Создание полного пакета данных о каждом товаре (наименование, медиаконтент, качественные описания, характеристики и прочее) с учётом индивидуальных требований каждой площадки.
-
Настройка списка рекомендуемых товаров (cross-sell, up-sell).
-
Настройка отображения товаров (по фильтрам, сортировке, категорийности) — корректировка отображения списка продукции в поисковой выдаче с использованием категорий, фильтров и наиболее популярных поисковых запросов по теме.
Статью проверила:
Алия Кешишьян, маркетолог, кандидат филологических наук, руководитель группы коммуникаций компании «Проект 111»