Как защитить свой бренд от копирования. 10 советов от «пострадавших»
Существование клонов вредит всем: рынку — порождая нечестную конкуренцию, потребителям — наводняя прилавки товарами зачастую более низкого качества. Но в первую очередь от этого страдают компании — производители оригинальной продукции. Мы тоже столкнулись с такой проблемой. Расскажу, как можно противостоять копированию и защитить свои права.
Мы выпускаем более 150 наименований батончиков-снеков и других продуктов питания. Когда бренд стал узнаваемым, его начали копировать. Технолог, стоявший у истоков создания компании, перешёл в другую фирму, где пообещали зарплату на 30% больше, и помог запустить производство копии нашего продукта. Позже мы обнаружили ещё множество эпизодов: в Гонконге выпускается батончик, упаковка и название которого совершенно идентичны нашему, а в России многие скопировали вертикальную выкладку на полках магазинов и некоторые дизайнерские приёмы.
Эти кейсы позволили нам накопить экспертизу по защите своих прав. Вот несколько советов производителям оригинальной продукции, которые помогут снизить риски потери прибыли.
Регистрационные действия
Первое. Меры по защите своего бренда и авторских прав нужно принимать на самых первых этапах. Регистрируйте название бренда и его визуальный концепт ещё до этапа soft launch (мягкий запуск — выпуск продукта или услуги для ограниченной аудитории с целью сбора информации). Убедитесь, что до вас никто не использовал их в тех категориях МКТУ (международная классификация товаров и услуг), в которых вы собираетесь работать.
Второе. Выбирайте больше категорий. Несмотря на то что регистрация в каждом классе оплачивается отдельно (порядка 10 000 рублей за позицию), лучше отметить хотя бы три-четыре пункта. Это могут быть как актуальные для вас сегодня, так и те, которые могут понадобиться с масштабированием бизнеса в будущем. Одна из самых распространённых ошибок — неправильный подбор классов продукции или услуг.
Третье. Проводите проверку уникальности названия и товарного знака при регистрации. Для этого можно воспользоваться услугами фирм, которые помогают правильно составить заявку для прохождения процедуры. Зарегистрированный товарный знак даст вам право привлекать к ответственности за плагиат, требовать компенсации за использование бренда и моральный ущерб.
Стратегические действия
Четвёртое. Изучите международное законодательство. Если стратегия включает в себя масштабирование на новые рынки, нужно проверять, нет ли зарегистрированных продуктов под вашим названием за границей. В США, Израиле, Италии, Франции, Испании, Швеции, Китае — везде есть особенности в законах, технических регламентах, требованиях к упаковке, описанию состава.
Например, в Китае регистрация проводится очень долго (примерно 18 месяцев), но название бренда достанется тому, кто первым подал заявление. Если производитель клона успел сделать это до вас, не поможет даже долгая история существования вашего бренда. А во Франции и других странах ЕС регистрацию нужно продлевать каждые десять лет.
Пятое. Исследуйте тренды и держите постоянный курс на инновации. Пусть действия подражателей не сбивают вас с толку — продолжайте выпускать оригинальные продукты, усиливайте экспертизу. Инновационный подход нужно применять не только к самому продукту, но во всех процессах — экспериментируйте с маркетингом, мерчандайзингом, каналами продаж.
Информационная тактика
Шестое. Используйте плагиат как инфоповод. Мы иногда выносим ситуацию с копированием в публичное поле, чтобы ещё раз рассказать о наших продуктах.
Например, на ресурсе для сбора денег на организацию производства мы обнаружили идею батончика Mega Bite, опубликованную пользователем из США. Тогда мы сняли ролик об удивительном сходстве этого продукта с нашим. Но если бы предприниматель уже запустил производство, мы бы действовали в правовом поле, так как все наши названия и графические элементы зарегистрированы в США.
Седьмое. Больше рассказывайте о своём авторстве. Можно использовать, например, сторис в соцсетях, чтобы регулярно доносить, как у вас появилась идея, что происходит за кулисами. Описывайте интересные события, этапы развития компании, чтобы клиенты знали, какие продукты запустил бренд, и могли отличить подделку.
Обсудите с пользователями выбор цвета и дизайна, поговорите обо всех материалах и деталях, о задачах, которые решает ваш продукт. Это также позволит установить с вашими клиентами контакт на более глубоком уровне.
Документальная фиксация
Восьмое. Выстраивайте границы внутри компании. Какими бы хорошими ни были отношения с сотрудниками, нужно помнить, что именно они владеют информацией, которая интересует создателей клонов.
Поэтому с того момента, как ваша идея начинает превращаться в бренд, нужно сделать следующее:
- классифицировать информацию по степени доступности для разных сотрудников;
- заказывать разработки и оформление контента по частям разным исполнителям и фрилансерам;
- автоматизировать проводки и переписку, чтобы все контакты можно было проверить в интернете;
- заключить соглашение о неразглашении с сотрудниками, владеющими информацией, интересной для конкурентов;
- хотя бы раз в год проводить аудит на наличие коррупции и мошенничества в компании.
Девятое. Требуйте от партнёров по бизнесу взять на себя обязательства о неразглашении информации. Как только идея начинает реализовываться, с ней знакомится всё большее количество потенциальных партнёров, к которым обращается создатель бренда для выполнения ряда работ. Кто-то из них может обладать достаточным опытом, чтобы оценить перспективность проекта и скопировать его для собственных целей. Перед тем как открывать детали проекта, руководитель должен заключить соглашение NDA (non-disclosure agreement), в котором следует указать, какая информация считается конфиденциальной, и предусмотреть ответственность за её нарушение. При судебных разбирательствах такое соглашение имеет вес, если в дальнейшем был введён режим коммерческой тайны.
Десятое. Фиксируйте процесс разработки. Храните документацию о рождении вашего замысла — от эскиза до готового продукта. Все образцы, протоколы и мокапы должны иметь чёткие даты и систематизироваться. Если кто-то украдёт вашу идею, вы можете использовать дополнительные доказательства своего авторства.
Недавнее исследование DataDot говорит о том, что рынок копий достигнет к 2022 году $2,3 трлн, принеся убытки производителям в размере $5 млн. По оценкам аналитиков, порядка 6000 — 10 000 учётных записей в русскоязычном сегменте Instagram связаны с продажей «реплик» и «копий» товаров известных брендов, а на аккаунты продавцов фейков подписано более 17 млн человек. Это массовая история, которая может случиться с любым бизнесом, в основе которого лежит уникальная идея или технология.
Столкнувшись с копированием, не стоит поддаваться панике и негативу. Расценивайте это как подтверждение правильности своих действий на рынке и сигнал, что пора решать новые задачи, которыми не хотят заниматься конкуренты.
Фото: depositphotos.com