Что такое LBO. Объясняем простыми словами
LBO относится к сегменту поглощения. Сделки подобного типа появились в США ещё в 1960-е годы, чему способствовало развитие фондового рынка и появление компаний-мишеней с доступной ценой.
Для сделки LBO обычно создаётся специальная новая компания, за которой стоят инвесторы — как правило, фонды прямых инвестиций. Компанию-цель приобретают не ради экспансии бизнеса, а для того чтобы продать через какое-то время (обычно 3–5 лет) с хорошей доходностью (как правило, не менее 25–30% годовых) стратегическому инвестору посредством IPO или же другому финансовому инвестору (вторичный LBO).
Допустим, компания X интересна потенциальному инвестору — фонду прямых инвестиций. Фонд вступил в переговоры с акционерами компании, и через пару месяцев стороны договорились о сделке. Фонд приобретёт 100% акций компании за $200 млн. Для этого учреждается специальная компания Y, которая выступит в сделке покупателем. Фонд готов вложить только $60 млн собственных средств в покупку X, а следовательно — в капитал Y. Это составляет 30% от суммы сделки. Остальные $140 млн, или 70% от суммы сделки, фонд привлекает в виде банковского кредита. Банк выдаёт кредит Y, его единственное назначение — покупка X. Её активы станут залогом по кредиту, а операции обеспечат денежный поток для обслуживания долга, то есть выплаты процентов по кредиту.
Затем фонд закрывает сделку, Y становится владельцем 100% акций компании. После этого обычно происходит либо слияние Y и X, либо перевешивание долгов с Y на компанию-цель.Так или иначе, результат, по сути, один и тот же: фонд либо через Y, либо напрямую владеет X со следующей структурой капитала: 30% — акционерный капитал, 70% — долговой. Стоимость бизнеса на входе составляет $200 млн — она складывается из стоимости акционерного капитала ($60 млн) и долга ($140 млн).
В чём смысл всех этих операций? Зачем вешать столько долгов на компанию-цель? Какая модель заработка заложена в этой инвестиции? Задумка примерно такая: фонд меняет менеджмент компании, снижает расходы, повышает операционную эффективность, обеспечивает стабильную выплату процентов по кредиту и добивается ежегодного роста стоимости бизнеса в среднем на 10% в течение следующих трёх лет. Таким образом, в конце третьего года стоимость бизнеса оценивается в $270 млн. За это время компания уже выплатила часть основной суммы кредита, и теперь её долг составляет $100 млн.
Далее фонд выставляет бизнес на продажу и находит покупателя, который согласен на цену в $270 млн. Из этой суммы $100 млн — это погашение или рефинансирование долга компаний, а $170 млн идёт на выкуп 100% акций у фонда. Таким образом, вложив $60 млн, через три года фонд выручил от продажи $170 млн, а это доходность около 42% в год. Столь высокий результат достигается за счёт эффекта финансового рычага — то есть использования кредита.
Пример употребления на «Секрете»
«О "выкупе с рычагом" (LBO — leveraged buyout) <...> на рынке не очень принято распространяться. С такими сделками не попадёшь на первые страницы газет, но именно они обеспечивают основные объёмы сделок».
(Инвестор Павел Черкашин — о сути сделок по выкупу бизнеса.)
Практика
Один из наиболее известных примеров сделок LBO — покупка фондом KKR табачно-пищевого концерна RJR Nabisco в 1989 году за $31 млрд. До 2006 года она считалась крупнейшей в истории сделкой в таком формате. В 2006–2007 годах прошла целая волна крупных сделок LBO. Например, приобретение американского оператора клиник HCA фондами KKR, Bain и Merrill Lynch за $33 млрд. Или крупнейшее в истории поглощение за денежную наличность — покупка энергетической компании TXU фондами KKR, TGP и Goldman Sachs.
«Цена приобретения при этом выкупе достигла поражающей воображение суммы в $45 млрд. Так же как и во многих других масштабных выкупах за счёт кредита, значительная часть финансирования при этой сделке была получена путём продажи так называемых мусорных облигаций», — уточняется в учебнике «Основы корпоративных финансов».
В России формат финансируемого выкупа начали применять с начала 2000-х годов. Использование механизмов LBO в российской практике не столь распространено, как в зарубежной. Одной из первых сделок с привлечением долгового финансирования в РФ была покупка в 2003 году группой «Ленстро» (позже переименована в «Аладушкин групп») компании «Ленинградский комбинат хлебопродуктов им. Кирова». Кредит на 400 млн рублей тогда предоставил Вэб-инвест банк. Затем для рефинансирования займа были выпущены корпоративные облигации. Благодаря сделке доля «Ленстро» на рынке мукомольной продукции Санкт-Петербурга и Ленинградской области увеличилась с 30 до 70%.
Критика
Недостатки LBO:
- Отношение сотрудников. Если бизнес выкупается в стиле враждебного захвата, есть вероятность приобрести с ним вдобавок недовольных и демотивированных работников: не всем нравятся значительные и резкие перемены. Может пострадать корпоративная этика, а вслед за ней эффективность работы покупаемого предприятия.
- Большой финансовый риск. В будущем возможен дефолт из-за внушительных ежемесячных отчислений банку-кредитору.
- Сокращение бюджета. Пока сотрудники надеются, что будущее руководство компании внесёт положительные изменения в работу фирмы, на деле нередко оказывается наоборот: чтобы иметь возможность оплачивать ежемесячные расходы по взятому кредиту, многие управленцы предпочтут взяться за сокращение бюджета. Это может затронуть сокращение рабочих позиций.
- В некоторых случаях доля заёмных средств может достигать 100%. То есть фирмы брали полный кредит на покупку других бизнесов и в большинстве случаев не справлялись с его выплатами. Подобные огромные выплаты стали причиной банкротства многих фирм в 1980-х годах в США.
Факт
Помимо LBO, существует также сделка MBO (management buyouts, внутренний управленческий выкуп). В этом случае в ней активно участвует действующее руководство, то есть выкуп контрольного пакета акций компании осуществляют её управляющие менеджеры.
Статью проверил:
Ярослав Ченчик, CFA, начальник отдела корпоративных кредитных рисков Центробанка РФ