Что такое инфляционные ожидания. Объясняем простыми словами
ИО есть у производителей товаров и услуг, простых граждан и государства в лице Центробанка (главный регулятор денежно-кредитной политики).
Прогнозы потребителей влияют на реальную инфляцию в обозримом будущем, что сказывается на спросе и ценообразовании продукции, которую выпускает бизнес. Таким образом, инфляционные ожидания — одна из причин роста реальной инфляции. И, конечно, важный индикатор социально-экономического развития страны, формирующий социальные настроения.
Пример употребления на «Секрете»
«С учётом высоких инфляционных ожиданий баланс рисков для инфляции смещён в сторону проинфляционных. Это может привести к более продолжительному отклонению инфляции вверх от цели».
(Центробанк — о причинах повышения ключевой ставки до 6,75% годовых.)
Нюансы
На формирование инфляционных ожиданий потребителей могут оказывать влияние различные факторы:
- экономические шоки (стихийные бедствия, техногенные катастрофы, эпидемии заболеваний влияют на экономику, меняя баланс спроса и предложения);
- экономический рост. Для развивающейся экономики характерны увеличение доходов граждан и повышение покупательной способности; закономерная реакция бизнеса на рост спроса — поднятие цен на продукцию.
- действия и заявления Центробанка, сопряжённые с целевыми показателями регулятора;
- инфляция прошлых лет (ориентирование на пережитый опыт);
- уровень осведомлённости и финансовой грамотности участников рынка;
- девальвация национальной валюты;
- информация в СМИ и соцсетях.
Например, осенью 2010 года поводом для всплеска инфляционных ожиданий среди россиян стал рост цен на гречневую крупу, в конце 2014-го — стремительная девальвация рубля, а в 2018-м — подорожание бензина и объявленное решение о повышении НДС с 18 до 20%. В 2020–2021 годах всплеск ИО обусловлен последствиями пандемии коронавируса; речь идёт в том числе о локдаунах и закрытых границах по всему миру, кризисе на рынке грузоперевозок и т. д.
Факт
Фонд «Общественное мнение» («инФОМ») по заказу ЦБ ежемесячно проводит телефонный опрос участников старше 18 лет из десятков населённых пунктов в различных регионах. Исследование включает в себя 12 вопросов, которые призваны помочь в определении того, как в стране воспринимается инфляция и оцениваются инфляционные ожидания на ближайший год.
Пример вопроса — «Будет ли рост цен к концу 2021 года таким, как планирует Центральный банк?» с четырьмя вариантами ответа: «заметно выше, чем 9% в год», «примерно 9% в год», «заметно ниже, чем 9% в год», «затрудняюсь ответить».
Цифры
В России уровень ИО остаётся высоким. Например, в июле 2021 года медианные инфляционные ожидания граждан достигли максимального с ноября 2016 года значения — 13,5%. При этом ЦБ рассчитывал, что по итогам года инфляция составит 5,7–6,2%, а проводимая политика поможет вернуть показатель к 4–4,5% в 2022 году. То есть опрошенные думали, что цены будут расти в два с половиной раза быстрее официальных прогнозов.
Многолетние максимумы «народного прогноза» по инфляции связаны с ростом цен на отдельные продукты и бензин, а также с периодами ослабления рубля. На фоне высоких инфляционных ожиданий граждане всё реже откладывают деньги, предпочитая тратить их на покупку дорожающих товаров — фактически не глядя на ценники.
Статью проверил:
Григорий Островский, старший портфельный управляющий «Сбер управление активами»