secretmag.ru
Энциклопедия2 мин.

Что такое FMCG. Объясняем простыми словами

FMCG (fast moving consumer goods) — товары повседневного спроса. Под ними подразумеваются продукты питания, бытовая химия, товары личной гигиены и другие товары, нацеленные на широкий круг покупателей.

Основной особенностью таких товаров становится скорость оборота: они производятся и продаются в очень больших количествах. Впрочем, есть и исключения: например, премиальный алкоголь.

Основные характеристики FMCG-товаров:

  • частые покупки;
  • относительно низкие цены;
  • быстрое потребление;
  • низкая маржа при больших объёмах и обширности распространения.

Пример использования на «Секрете»

«FMCG-компании сегодня тратят около $70 млрд на стандарты мерчандайзинга и следование им, покупку пространств и маркетинговые материалы, рекламные акции, выставки и так далее. Мы помогаем им следить за рынком».

(Гендиректор стартапа Trax Джоэл Бар-Эль — о бизнесе на использовании компьютерного зрения для анализа расстановки товара на полках в ретейле.)

Нюансы

У сегмента FMCG есть несколько достаточно интересных особенностей, сказал «Секрету» старший бренд-менеджер Snickers (компания Mars) Владимир Черных:

  • Важен бренд. «Люди выбирают из своего ограниченного репертуара, то есть из в среднем порядка 4–5 брендов, которые они готовы рассматривать».
  • Строгие стандарты безопасности и качества, так как они напрямую влияют на здоровье.
  • Низкая скорость инноваций (следствие предыдущего пункта).

Практика

На российском FMCG-рынке ключевыми можно считать следующие тенденции:

  • Консолидация ретейлеров. Например, в 2021 году «Магнит» купил «Дикси», а «Лента» приобрела Billa.

  • Фокус игроков рынка сосредоточен на эконом-сегменте. Это выражается в том числе в запуске новых дискаунтеров. Например, X5 Group (владелец «Пятёрочек» и «Перекрёстков») запустила новую сеть «Чижик».

  • Растут продажи через интернет. По итогам 2020 года онлайн-рынок FMCG в России вырос на 102%. Как отмечает СЕО XWAY Антон Ларин, это связано с тем, что люди стали предпочитать заказывать товары впрок и выбирать более удобный вариант в виде курьерской доставки или самовывоза, чтобы не тратить время на походы в супермаркет.

Статью проверил:

Иван Бабич, коммерческий директор «Сбермаркета»