Что такое FMCG. Объясняем простыми словами
Основной особенностью таких товаров становится скорость оборота: они производятся и продаются в очень больших количествах. Впрочем, есть и исключения: например, премиальный алкоголь.
Основные характеристики FMCG-товаров:
- частые покупки;
- относительно низкие цены;
- быстрое потребление;
- низкая маржа при больших объёмах и обширности распространения.
Пример использования на «Секрете»
«FMCG-компании сегодня тратят около $70 млрд на стандарты мерчандайзинга и следование им, покупку пространств и маркетинговые материалы, рекламные акции, выставки и так далее. Мы помогаем им следить за рынком».
(Гендиректор стартапа Trax Джоэл Бар-Эль — о бизнесе на использовании компьютерного зрения для анализа расстановки товара на полках в ретейле.)
Нюансы
У сегмента FMCG есть несколько достаточно интересных особенностей, сказал «Секрету» старший бренд-менеджер Snickers (компания Mars) Владимир Черных:
- Важен бренд. «Люди выбирают из своего ограниченного репертуара, то есть из в среднем порядка 4–5 брендов, которые они готовы рассматривать».
- Строгие стандарты безопасности и качества, так как они напрямую влияют на здоровье.
- Низкая скорость инноваций (следствие предыдущего пункта).
Практика
На российском FMCG-рынке ключевыми можно считать следующие тенденции:
-
Консолидация ретейлеров. Например, в 2021 году «Магнит» купил «Дикси», а «Лента» приобрела Billa.
-
Фокус игроков рынка сосредоточен на эконом-сегменте. Это выражается в том числе в запуске новых дискаунтеров. Например, X5 Group (владелец «Пятёрочек» и «Перекрёстков») запустила новую сеть «Чижик».
-
Растут продажи через интернет. По итогам 2020 года онлайн-рынок FMCG в России вырос на 102%. Как отмечает СЕО XWAY Антон Ларин, это связано с тем, что люди стали предпочитать заказывать товары впрок и выбирать более удобный вариант в виде курьерской доставки или самовывоза, чтобы не тратить время на походы в супермаркет.
Статью проверил:
Иван Бабич, коммерческий директор «Сбермаркета»