Что такое директ-маркетинг. Объясняем простыми словами
К директ-маркетингу относят: email-рассылки, SMS-рассылки, приложенные к упаковке товаров материалы, звонки, консультации и т.д. Например, вам звонят из банка и предлагают оформить кредит “на выгодных персональных условиях”. Или маркетплейс шлёт вам пуш-уведомления о начале распродажи. Это всё — примеры директ-маркетинга.
Его главная особенность в том, что бренд не использует посредников — рекламные баннеры на сайтах, билборды на улицах и не покупает упоминания о себе у блогеров — вместо этого он обращается к потенциальным клиентам напрямую.
Пример употребления на «Секрете»
_«Чтобы рассылать приглашения в платиновый клуб, нужно знать адрес платиновых клиентов. Но это в США директ-маркетинг по объёму занимает второе место после телевизионной рекламы, а у нас, по данным АКАР, в 2006 году на медиарекламу компании потратили $6,5 млрд, в то время как на весь BTL только $1,65 млрд (а он помимо адресных рассылок включает в себя промоакции и ивенты)». _
(Из материала о том, как Олег Тиньков стал банкиром).
Нюансы
В основе современного директ-маркетинг лежит использование знаний о потребительских привычках и интересах каждого конкретного покупателя. Такая аналитика нужна, чтобы делать клиенту предложения, которые наиболее вероятно его заинтересуют, и таким образом улучшать показатели продаж компании.
Аналитика в директ-маркетинге строится на изучении и интерпретации поведения пользователя и стоит на стыке продуктовой и маркетинговой аналитики.
Для директ-маркетинга наиболее важные метрики: верхнеуровневые поведенческие (Open Rate, CTOR, CTR) и углубленные поведенческие (LTV, Conversion, ARPU, ARPPU, Engagement Rate).
Факт
Первым примером директ-маркетинга можно считать объявления 1 тысячелетия до нашей эры, когда рабовладельцы расклеивали объявления о поиске беглых рабов за вознаграждение: они не обвешивали объявлениями города целиком, конкретные объявления предназанчались конкретному району. Ровно так же на Диком Западе объявление о конкретном преступнике предназначалось для конкретного поселения, потому что преступники были склонны курсировать между знакомыми им местами.
Критика
Вероятно, если вам будут звонить из банка несколько раз в день с предложением взять кредит на выгодных условиях, вас это разозлит. Это один из минусов директ-маркетинга. Частота сообщений и излишняя навязчивость могут снизить покупательскую лояльность. Кроме этого прямой маркетинг может навредить имиджу компании, если сотрудники непрофессионально ведут диалог.
Статью проверил:
Пётр Ермаков, Direct Marketing Lead в «Нетологии»