Что такое ценовая дискриминация. Объясняем простыми словами
К примеру, ваш друг Петя купил билет в театр за 300 рублей, а вам предлагают билет на тот же спектакль, тот же ряд, только за 500. Это и есть ценовая дискриминация.
Ценовая дискриминация возможна при следующих условиях:
- продавец обладает монопольной властью на рынке;
- продавец может разделить покупателей на сегменты в зависимости от эластичности спроса;
- покупатели не имеют возможности перепродавать товар.
К ценовой дискриминации, например, относится так называемый налог на розовое: при той же себестоимости товары, предназначенные для женщин, могут стоить дороже, чем товары для мужчин.
Онлайн-площадки для продажи товаров — удобный инструмент ценовой дискриминации. Разные категории покупателей видят разные цены в интернет-магазинах в зависимости от социально-демографических характеристик и уровня дохода.
Пример употребления на «Секрете»
«Visa предложила льготные тарифы для крупных маркетплейсов. Для магазинов с годовым объёмом транзакций на сайте в 25–150 млрд рублей будет действовать интерчейндж 1,4% при оплате через Apple Pay, Samsung Pay др. Для платежей с вводом данных карты он составит 1,5%. При годовом объёме транзакций более 150 млрд рублей межбанковская комиссия составит 1,2 и 1,3% соответственно. Льготы будут действовать, если на торговой площадке не будет ценовой дискриминации по картам Visa».
(Из новости о льготах Visa для крупных маркетплейсах.)
Нюансы
Выделяют три степени ценовой дискриминации:
- Первой степени. Товар продаётся за максимальную стоимость, которую готов заплатить клиент. Так, например, существует среди юристов, где сумма гонорара обсуждается отдельно с каждым клиентом в зависимости от его финансовых возможностей.
- Второй степени. Цена зависит от объёма приобретённого товара, к примеру, это покупка товара оптом или абонемент сразу на несколько посещений.
- Третьей степени. Цена зависит от уровня дохода: скидки для студентов, пенсионеров, многодетных.
Практика
В России ценовая дискриминация запрещена для хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на рынке (доля не менее 35%) — так поддерживается конкуренция. Размер санкций зависит от того, является ли результатом дискриминационных действий ограничение конкуренции: если нет, это то должностные лица будут оштрафованы на 15 000–20 000 рублей, юридические лица — на 300 000 рублей — 1 млн руб.; если да — 25 000–50 000 рублей либо дисквалификация на срок до трех лет или 1–15% от суммы выручки соответственно.
Факт
Публичный дом в Берлине использует ценовую дискриминацию во благо экологии: клиентам дают скидку в 5 евро, если они смогут доказать, что добрались на городском транспорте или велосипеде.
Статью проверил:
Михаил Хачатурян, к. э. н., доцент департамента менеджмента и инноваций Финансового университета при Правительстве РФ