Что такое бойкот и зачем его объявляют. Объясняем простыми словами
Методы бойкота просты: прекратить отношения с кем-либо, отказаться участвовать в чём-то, систематически игнорировать кого-то или что-то. На бытовом уровне — не общаться, не разговаривать с кем-либо, не отвечать на вопросы.
Происхождение термина «бойкот»
Слово «бойкот» (boycott) произошло от имени английского управляющего Чарльза Бойкотта (1832−1897). Бывший капитан британской армии, выйдя в отставку, поступил на службу к богатому землевладельцу лорду Эрну. Тот владел пашнями и пастбищами в Ирландии, которые сдавал в аренду местным жителям.
В это время шла так называемая Ирландская земляная война между английскими землевладельцами и ирландскими фермерами. Управляющие имениями чувствовали себя хозяевами положения. Они часто меняли условия договоров, задирали арендную плату и чуть что могли вызвать солдат для усмирения. А если фермер не мог вовремя оплатить аренду, его тут же выселяли с участка.
Чарльз Бойкотт собирал арендную плату с фермеров по-военному чётко и выселял, не церемонясь с ними. В 1880 году ирландские арендаторы придумали, как противостоять управляющему, чтобы у него не было повода позвать солдат. Его стали игнорировать всюду: на улицах, в лавке, на ярмарке, на рынке и даже в церкви. Никто не здоровался и не разговаривал с ним. В магазинах его не обслуживали, в церкви люди не садились с ним рядом.
Вскоре имение лорда пришло в полный упадок. Не выдержав изоляции, Чарльз Бойкотт уехал из Ирландии. Эта кампания против него получила большой резонанс в британской прессе и сделала имя Чарльза Бойкотта нарицательным для этой формы протеста.
В русские словари слово «бойкот» попало в конце XIX — начале XX века. Причём прошло не с английского языка, а первоначально закрепившись через немецкий — от глагола boykottieren («бойкотировать»).
Как работает бойкот
Цель любого бойкота — заставить другую сторону пересмотреть своё поведение. Повод для бойкота должен быть серьёзной проблемой, а протест — массовым, иначе голоса отдельных недовольных граждан никто не услышит.
Под бойкотом обычно подразумевают:
- уход от сотрудничества (отказ покупать товары бойкотируемых брендов, компаний,
отказ от услуг или найма на работу и т. д.;
- выражение протеста (устно или письменно);
- общественное осуждение;
- общественное давление.
В цифровую эпоху потребительские бойкоты брендов остаются одной из самых распространённых форм общественного протеста. Чаще всего их объявляет группа активистов. Привлекая всеобщее внимание к проблеме, повлёкшей бойкот, они агитируют поддержать его как можно больше пользователей.
Исследования выявили, что самая распространённая причина начала потребительского бойкота — если компания не соответствует ценностям своих клиентов. Другие причины, которые провоцируют бойкот, — неудачные бизнес-решения, некачественные продукты и услуги.
Современные бойкоты часто возникают по этическим причинам. Поводом для потребительского бойкота обычно становятся:
- загрязнение окружающей среды;
- дешёвый рабочий труд;
- несоблюдение прав человека:
- жестокое обращение с животными;
- дезинформация;
- давление на власти для своей выгоды (лоббизм);
- систематическое уклонение от уплаты налогов (налоговое мошенничество).
Активисты настаивают, что люди могут «голосовать рублём», покупая услугу, дешёвую одежду или другой товар. По их мнению, деньги, потраченные на покупку, — это результат выбора, а значит, человек таким образом поддерживает деятельность компании.
Несмотря на то что бойкоты редко приводят к долгосрочному экономическому ущербу компании-мишени, они наносят ущерб репутации и имиджу бренда. По сути, бойкот можно назвать попыткой восстановить справедливость в ситуации, когда кто-то нарушил всеобщее спокойствие и/или поступил неправильно, по мнению большой группы людей.
Бойкот на практике
История знает немало примеров успешных и неудачных случаев бойкота.
Сахарный бойкот против рабства
В конце XVIII века сахар в странах Запада ассоциировался с рабством: невольники трудились на плантациях сахарного тростника и приносили хозяевам колоссальную прибыль. Великобритания активно вкладывала средства в работорговлю. Неудивительно, что движение за отмену рабства активнее всего развернулось именно в Англии.
В 1783 году активисты движения направили петицию за отмену рабства в парламент.
А когда власти отвергли это предложение, в 1792 году они объявили бойкот импортному сахару из колоний, где его заготавливают рабы.
В бойкоте участвовало не менее 300 000 человек. Они смогли пошатнуть вековую традицию чаепития — «файф о’клок», убедив значительную часть лондонского света, что пить чай с тростниковым сахаром аморально.
Успех: в 1833 году Британская империя объявила об отмене рабства и окончательно освободила всех рабов на своих территориях в 1838 году.
Автобусный бойкот против сегрегации
Самый известный американский бойкот против расовой сегрегации шёл многие месяцы — с 1955 по 1956 год.
В то время законы сильно ограничивали права афроамериканцев: им запрещали входить в общественные парки, театры и рестораны.
В городском транспорте афроамериканцы могли сидеть только в задней части автобуса и должны были уступать места белым пассажирам. Тем, кто отказывался следовать правилам, грозили аресты, штрафы и даже тюремное заключение.
Борец за права чернокожих Мартин Лютер Кинг — младший развернул масштабную кампанию в Монтгомери (Алабама) бойкота автобусов. Он призывал всех афроамериканцев отказаться от проезда городским транспортом.
Успех: бойкот автобусов в Монтгомери принёс убытки автобусным компаниям. В конечном итоге эта акция привела к десегрегации американского транспорта.
Спортивный бойкот холодной войны
Культурный бойкот подразумевает запрет на спортивные связи, отмены гастролей, неучастие в международных конкурсах и фестивалях и т. д.
В 1980 году в разгар холодной войны президент США Джимми Картер объявил бойкот Олимпийских игр в СССР. Это решение поддержали лидеры 65 государств. Причиной бойкота послужил ввод советских войск в Афганистан в конце 1979 года.
Неудача: несмотря на бойкот, советская Олимпиада состоялась. Мировые СМИ транслировали праздник для более 1,5 млрд человек в 111 странах мира.
Роль бойкота в защите прав человека и экологии
С конца 1980-х годов всё больше людей стало интересовать, как компании относятся к окружающей среде, в каких условиях они производят товар и соблюдают ли права работников.
В этом есть заслуга кампании против швейцарской корпорации Nestlé. Активисты обвиняли Nestlé в том, что искусственные заменители грудного молока способствуют внезапной смерти и страданиям детей, чьи матери не имели свободный доступ к чистой воде в развивающихся бедных странах.
Сначала в США, затем в Европе прошла волна бойкотов Nestlé. Они не повлияли на деятельность компании, но привлекли внимание жителей многих стран к этой проблеме.
На Западе бойкоты компаний — обычное дело. Десятки международных компаний, брендов и даже стран стали объектами бойкота. Например, в этот список попала американская корпорация Amazon за то, что уклонялась от уплаты налогов в Европе.
Бойкотируют даже банки, если они вкладывают средства в компании с так называемой низкой социальной и экологической ответственностью.
Экологические активисты много лет выступали против вырубки лесов Амазонки и бойкотировали компании лесозаготовки. Они осаждали их офисы, магазины, инвестиционные компании, банки и даже издательства, закупавшие бумагу из южноамериканской древесины.
В качестве компромисса между интересами бизнеса и требованиями активистов были разработаны сертификационные стандарты, ограничивающие вырубку. В других областях промышленности — пищевой, нефтяной, добывающей, текстильной, туристической — процесс идёт в том же направлении, хотя пока далёк от идеала.
Российский бизнес знает успешный пример такого взаимодействия.
В 2017 году российская косметическая марка Natura Siberica попала в скандал из-за использования вытяжки из оленьих рогов, которые спиливались у живых северных оленей. В соцсетях компанию обвинили в жестоком обращении с животными, после чего многие участники дискуссии перестали покупать товары бренда. Изучив реакцию аудитории, компания поменяла свою политику в сторону более этичной.
Эффективность бойкотов
Для эффективности бойкота важно, чтобы он был:
- хорошо продуман;
- нацелен на решение конкретной проблемы;
- принял форму массового движения;
- люди знали и понимали важность поднятой проблемы;
- оставлял объекту бойкота свободу для манёвра (мотивацию изменить своё поведение).
Принцип прост: чем больше людей, организаций и даже стран участвует в бойкоте, тем выше его влияние и шансы повлиять на проблему.
Эффективность бойкота напрямую зависит от того, сколько людей поддержит его.
Однако бойкот — неидеальный метод.
Несколько факторов сводит на нет его эффективность:
- как только СМИ переключают внимание на новый инфоповод, ажиотаж быстро сходит на нет;
- бойкот — дело добровольное (другие граждане могут бойкот игнорировать);
- ограничения бойкота бывает трудно соблюсти;
- гражданские инициативы сложно координировать;
- сложно доказать эффективность бойкота (убедить в этом и привлечь новых сторонников).
Если бойкотируемой продукции трудно найти аналоги — он самый дешёвый или вообще это предмет первой необходимости, то вряд ли движение найдет достаточно сторонников, готовых отказаться от товара, чтобы поддержать бойкот.
Критика бойкотов
По своей природе бойкоты — метод принуждения, потому их нередко критикуют с точки зрения этики.
- Зачастую от бойкотов страдают не топ-менеджеры или владельцы компаний, а простые сотрудники, которые могут потерять работу или часть дохода. Это особенно актуально для небольших местных предприятий.
- Бойкоты могут рассматриваться как форма давления на покупателей, навязывание им определённой модели поведения. С этической точки зрения у каждого должно быть право самостоятельно решать, товары каких компаний приобретать.
- В некоторых случаях бойкоты могут не решать проблему, а наоборот, вести к обострению противостояния, «войне бойкотов» между разными группами.
- Нередко бойкоты организуются избирательно, игнорируя «неудобные» случаи. Например, борясь с эксплуатацией труда в одних странах, активисты могут закрывать глаза на подобные практики в других регионах.
Однозначно определить моральные аспекты бойкотов бывает непросто. Исследователи отмечают, что судить о том, что бойкот этически оправдан или нет, можно в силу двух факторов:
- объективности претензий к объекту бойкота;
- как далеко зайдут бойкотирующие, осуществляя задуманное.
Исследователи указывают, что даже бойкоты из самых благих побуждений против нарушения прав человека могут иметь неприятные последствия и навредить тем самым людям, которых они стремятся поддержать.
Например, если потребители бойкотируют продукцию, произведённую в Китае, бренды могут просто перенести производство в такую страну, как Шри-Ланка, где условия жизни и труда на фабриках ещё хуже.
Эта статья — одна из тысяч в «Энциклопедии „Секрета фирмы“». В этом проекте мы простыми словами рассказываем о сложных терминах и явлениях. Посмотрите другие статьи «Энциклопедии», чтобы лучше понимать мир, в котором мы живём.