secretmag.ru
Энциклопедия7 мин.

Что такое бойкот и зачем его объявляют. Объясняем простыми словами

© Коллаж: «Секрет фирмы», master1305/freepik

Бойкот — одна из форм организованной политической и экономической борьбы, протеста против чего-либо. Подразумевает полное либо частичное прекращение отношений граждан с отдельным лицом или организацией (брендом). Говоря простыми словами, это коллективный протест, когда участники бойкота игнорируют человека или компанию.

Методы бойкота просты: прекратить отношения с кем-либо, отказаться участвовать в чём-то, систематически игнорировать кого-то или что-то. На бытовом уровне — не общаться, не разговаривать с кем-либо, не отвечать на вопросы.

Происхождение термина «бойкот»

Слово «бойкот» (boycott) произошло от имени английского управляющего Чарльза Бойкотта (1832−1897). Бывший капитан британской армии, выйдя в отставку, поступил на службу к богатому землевладельцу лорду Эрну. Тот владел пашнями и пастбищами в Ирландии, которые сдавал в аренду местным жителям.

В это время шла так называемая Ирландская земляная война между английскими землевладельцами и ирландскими фермерами. Управляющие имениями чувствовали себя хозяевами положения. Они часто меняли условия договоров, задирали арендную плату и чуть что могли вызвать солдат для усмирения. А если фермер не мог вовремя оплатить аренду, его тут же выселяли с участка.

Чарльз Бойкотт собирал арендную плату с фермеров по-военному чётко и выселял, не церемонясь с ними. В 1880 году ирландские арендаторы придумали, как противостоять управляющему, чтобы у него не было повода позвать солдат. Его стали игнорировать всюду: на улицах, в лавке, на ярмарке, на рынке и даже в церкви. Никто не здоровался и не разговаривал с ним. В магазинах его не обслуживали, в церкви люди не садились с ним рядом.

Чарльз Бойкотт

Вскоре имение лорда пришло в полный упадок. Не выдержав изоляции, Чарльз Бойкотт уехал из Ирландии. Эта кампания против него получила большой резонанс в британской прессе и сделала имя Чарльза Бойкотта нарицательным для этой формы протеста.

В русские словари слово «бойкот» попало в конце XIX — начале XX века. Причём прошло не с английского языка, а первоначально закрепившись через немецкий — от глагола boykottieren («бойкотировать»).

Как работает бойкот

Цель любого бойкота — заставить другую сторону пересмотреть своё поведение. Повод для бойкота должен быть серьёзной проблемой, а протест — массовым, иначе голоса отдельных недовольных граждан никто не услышит.

Под бойкотом обычно подразумевают:

  • уход от сотрудничества (отказ покупать товары бойкотируемых брендов, компаний,

отказ от услуг или найма на работу и т. д.;

  • выражение протеста (устно или письменно);
  • общественное осуждение;
  • общественное давление.

В цифровую эпоху потребительские бойкоты брендов остаются одной из самых распространённых форм общественного протеста. Чаще всего их объявляет группа активистов. Привлекая всеобщее внимание к проблеме, повлёкшей бойкот, они агитируют поддержать его как можно больше пользователей.

Исследования выявили, что самая распространённая причина начала потребительского бойкота — если компания не соответствует ценностям своих клиентов. Другие причины, которые провоцируют бойкот, — неудачные бизнес-решения, некачественные продукты и услуги.

Современные бойкоты часто возникают по этическим причинам. Поводом для потребительского бойкота обычно становятся:

- загрязнение окружающей среды;

  • дешёвый рабочий труд;
  • несоблюдение прав человека:
  • жестокое обращение с животными;
  • дезинформация;
  • давление на власти для своей выгоды (лоббизм);
  • систематическое уклонение от уплаты налогов (налоговое мошенничество).

Активисты настаивают, что люди могут «голосовать рублём», покупая услугу, дешёвую одежду или другой товар. По их мнению, деньги, потраченные на покупку, — это результат выбора, а значит, человек таким образом поддерживает деятельность компании.

Несмотря на то что бойкоты редко приводят к долгосрочному экономическому ущербу компании-мишени, они наносят ущерб репутации и имиджу бренда. По сути, бойкот можно назвать попыткой восстановить справедливость в ситуации, когда кто-то нарушил всеобщее спокойствие и/или поступил неправильно, по мнению большой группы людей.

Бойкот на практике

История знает немало примеров успешных и неудачных случаев бойкота.

Сахарный бойкот против рабства

В конце XVIII века сахар в странах Запада ассоциировался с рабством: невольники трудились на плантациях сахарного тростника и приносили хозяевам колоссальную прибыль. Великобритания активно вкладывала средства в работорговлю. Неудивительно, что движение за отмену рабства активнее всего развернулось именно в Англии.

В 1783 году активисты движения направили петицию за отмену рабства в парламент.

А когда власти отвергли это предложение, в 1792 году они объявили бойкот импортному сахару из колоний, где его заготавливают рабы.

В бойкоте участвовало не менее 300 000 человек. Они смогли пошатнуть вековую традицию чаепития — «файф о’клок», убедив значительную часть лондонского света, что пить чай с тростниковым сахаром аморально.

Успех: в 1833 году Британская империя объявила об отмене рабства и окончательно освободила всех рабов на своих территориях в 1838 году.

Автобусный бойкот против сегрегации

Самый известный американский бойкот против расовой сегрегации шёл многие месяцы — с 1955 по 1956 год.

В то время законы сильно ограничивали права афроамериканцев: им запрещали входить в общественные парки, театры и рестораны.

В городском транспорте афроамериканцы могли сидеть только в задней части автобуса и должны были уступать места белым пассажирам. Тем, кто отказывался следовать правилам, грозили аресты, штрафы и даже тюремное заключение.

Марш за гражданские права

Борец за права чернокожих Мартин Лютер Кинг — младший развернул масштабную кампанию в Монтгомери (Алабама) бойкота автобусов. Он призывал всех афроамериканцев отказаться от проезда городским транспортом.

Успех: бойкот автобусов в Монтгомери принёс убытки автобусным компаниям. В конечном итоге эта акция привела к десегрегации американского транспорта.

Спортивный бойкот холодной войны

Культурный бойкот подразумевает запрет на спортивные связи, отмены гастролей, неучастие в международных конкурсах и фестивалях и т. д.

В 1980 году в разгар холодной войны президент США Джимми Картер объявил бойкот Олимпийских игр в СССР. Это решение поддержали лидеры 65 государств. Причиной бойкота послужил ввод советских войск в Афганистан в конце 1979 года.

Неудача: несмотря на бойкот, советская Олимпиада состоялась. Мировые СМИ транслировали праздник для более 1,5 млрд человек в 111 странах мира.

Роль бойкота в защите прав человека и экологии

С конца 1980-х годов всё больше людей стало интересовать, как компании относятся к окружающей среде, в каких условиях они производят товар и соблюдают ли права работников.

В этом есть заслуга кампании против швейцарской корпорации Nestlé. Активисты обвиняли Nestlé в том, что искусственные заменители грудного молока способствуют внезапной смерти и страданиям детей, чьи матери не имели свободный доступ к чистой воде в развивающихся бедных странах.

Сначала в США, затем в Европе прошла волна бойкотов Nestlé. Они не повлияли на деятельность компании, но привлекли внимание жителей многих стран к этой проблеме.

На Западе бойкоты компаний — обычное дело. Десятки международных компаний, брендов и даже стран стали объектами бойкота. Например, в этот список попала американская корпорация Amazon за то, что уклонялась от уплаты налогов в Европе.

Бойкотируют даже банки, если они вкладывают средства в компании с так называемой низкой социальной и экологической ответственностью.

Экологические активисты много лет выступали против вырубки лесов Амазонки и бойкотировали компании лесозаготовки. Они осаждали их офисы, магазины, инвестиционные компании, банки и даже издательства, закупавшие бумагу из южноамериканской древесины.

В качестве компромисса между интересами бизнеса и требованиями активистов были разработаны сертификационные стандарты, ограничивающие вырубку. В других областях промышленности — пищевой, нефтяной, добывающей, текстильной, туристической — процесс идёт в том же направлении, хотя пока далёк от идеала.

Вырубка лесов в штате Мараньян, Бразилия, в июле 2016 г.

Российский бизнес знает успешный пример такого взаимодействия.

В 2017 году российская косметическая марка Natura Siberica попала в скандал из-за использования вытяжки из оленьих рогов, которые спиливались у живых северных оленей. В соцсетях компанию обвинили в жестоком обращении с животными, после чего многие участники дискуссии перестали покупать товары бренда. Изучив реакцию аудитории, компания поменяла свою политику в сторону более этичной.

Эффективность бойкотов

Для эффективности бойкота важно, чтобы он был:

- хорошо продуман;

  • нацелен на решение конкретной проблемы;
  • принял форму массового движения;
  • люди знали и понимали важность поднятой проблемы;
  • оставлял объекту бойкота свободу для манёвра (мотивацию изменить своё поведение).

Принцип прост: чем больше людей, организаций и даже стран участвует в бойкоте, тем выше его влияние и шансы повлиять на проблему.

Эффективность бойкота напрямую зависит от того, сколько людей поддержит его.

Однако бойкот — неидеальный метод.

Несколько факторов сводит на нет его эффективность:

- как только СМИ переключают внимание на новый инфоповод, ажиотаж быстро сходит на нет;

  • бойкот — дело добровольное (другие граждане могут бойкот игнорировать);
  • ограничения бойкота бывает трудно соблюсти;
  • гражданские инициативы сложно координировать;
  • сложно доказать эффективность бойкота (убедить в этом и привлечь новых сторонников).

Если бойкотируемой продукции трудно найти аналоги — он самый дешёвый или вообще это предмет первой необходимости, то вряд ли движение найдет достаточно сторонников, готовых отказаться от товара, чтобы поддержать бойкот.

Критика бойкотов

По своей природе бойкоты — метод принуждения, потому их нередко критикуют с точки зрения этики.

- Зачастую от бойкотов страдают не топ-менеджеры или владельцы компаний, а простые сотрудники, которые могут потерять работу или часть дохода. Это особенно актуально для небольших местных предприятий.

- Бойкоты могут рассматриваться как форма давления на покупателей, навязывание им определённой модели поведения. С этической точки зрения у каждого должно быть право самостоятельно решать, товары каких компаний приобретать.

- В некоторых случаях бойкоты могут не решать проблему, а наоборот, вести к обострению противостояния, «войне бойкотов» между разными группами.

- Нередко бойкоты организуются избирательно, игнорируя «неудобные» случаи. Например, борясь с эксплуатацией труда в одних странах, активисты могут закрывать глаза на подобные практики в других регионах.

KFC, Мичиган, 2007 год

Однозначно определить моральные аспекты бойкотов бывает непросто. Исследователи отмечают, что судить о том, что бойкот этически оправдан или нет, можно в силу двух факторов:

  • объективности претензий к объекту бойкота;
  • как далеко зайдут бойкотирующие, осуществляя задуманное.

Исследователи указывают, что даже бойкоты из самых благих побуждений против нарушения прав человека могут иметь неприятные последствия и навредить тем самым людям, которых они стремятся поддержать.

Например, если потребители бойкотируют продукцию, произведённую в Китае, бренды могут просто перенести производство в такую страну, как Шри-Ланка, где условия жизни и труда на фабриках ещё хуже.


Эта статья — одна из тысяч в «Энциклопедии „Секрета фирмы“». В этом проекте мы простыми словами рассказываем о сложных терминах и явлениях. Посмотрите другие статьи «Энциклопедии», чтобы лучше понимать мир, в котором мы живём.