secretmag.ru
Опубликовано 16 апреля 2018, 18:34

Telegram заблокирован. Что говорит бизнес, которому он помогал зарабатывать

«ВкусВилл», Aviasales и другие

«Секрет» узнал у представителей трёх компаний, которые продуктивно общались с клиентами через Telegram, продолжат ли они это делать.

Telegram заблокирован. Что говорит бизнес, которому он помогал зарабатывать

Telegram заблокировали, но он работает. График роста числа подключений к VPN-сервисам и прокси-серверам, по словам их разработчиков, с 13 апреля, когда Роскомнадзор добился блокировки мессенджера, вертикальный. У кого-то приложение работает даже без VPN. Мессенджер использует встроенные методы обхода блокировок, которые не требуют действий от пользователей.

Популярные каналы (новые медиа, порождённые Telegram) радуются, что у них не упали просмотры. Канал «Секрета» тоже работает как ни в чём не бывало. Но Telegram — это не только Mash, «Незыгарь» и «Беспощадный пиарщик», не только чаты для общения с коллегами и друзьями.

Многие компании и даже госучреждения насоздавали ботов, понаделали кастомизированных клиентов и начали использовать Telegram как полноценный рабочий инструмент. Что теперь с ними будет?

В Сбербанке, например, на базе Telegram была построена система рабочих чатов. По слухам, сотрудников ознакомили с инструкцией по обходу блокировки. («Секрету» в пресс-службе банка рассказали только о судьбе официального канала — он переехал в мессенджер «ТамТам».) Впрочем, Сбербанк в любом случае собирался перейти с Telegram на собственную разработку — «Диалоги».

Логично, что от опального сервиса отворачивается госбанк. Также из Telegram пропали, к примеру, боты «Госуслуг» и РЖД. Но и организации, которым не нужно солидаризироваться с властью, сейчас в раздумьях. Опасно строить общение с клиентами на платформе, которая работает с перебоями. К тому же её приложения рискуют пропасть из App Store и Google Play.

«Секрет» узнал у представителей трёх компаний, которые продуктивно общались с клиентами через Telegram, продолжат ли они это делать.

Марина Пурим
Управляющая по внешним и внутренним коммуникациям «Избёнки» и «ВкусВилла»

Нашим ботом в Telegram пользовались 190 000 человек. Даже после новостей о скорой блокировке у нас были сотни новых регистраций каждый день. Теперь нам придётся переключить клиентов на другую платформу.

К боту в Telegram была привязана наша программа лояльности. Приходя в магазин, покупатель, например, нажимал кнопку «Я в магазине» и получал индивидуальные скидки на продукцию.

В Telegram мы проводили акцию «Разнообразное питание»: нужно было купить определённое количество товаров и поставить определённое количество оценок, чтобы получить скидку на следующий месяц. Анализ этих оценок — а в месяц их число достигало 1,8 млн — помогал работать над ассортиментом. Мы убирали позиции, которые покупателям не нравились, или просили технолога внепланово проверить какой-нибудь продукт.

Кроме того, мы использовали Telegram как ещё один канал обратной связи. Получали через него около 10 000 обращений в месяц.

Рабочие чаты в компании тоже были в Telegram. Сейчас думаем, на какую платформу перейти.

Неделю назад мы выпустили мобильное приложение. Пока только для Android, версия для iOS появится чуть позже. Если бы не блокировка Telegram, мы бы, наверное, не стали этим заниматься. Люди сейчас не очень охотно устанавливают новые приложения. Кроме того, приложение стоит дороже, чем бот в Telegram. Мы за своего год назад заплатили меньше 500 000 рублей.


Янис Дзенис
Директор по внешним коммуникациям Aviasales

Мы продолжим поддерживать своего чат-бота в Telegram. Telegram — невероятно удобная платформа для подобного рода штук.

Так исторически сложилось, что пользователи Telegram осведомлены об альтернативных способах использования мессенджера (VPN и прокси-серверы). Плюс есть люди, которые будут пользоваться мессенджером за пределами России.

Также мы рассказываем об аномально дешёвых билетах не только там, но и в Viber, Snapchat, других местах. Везде своя аудитория.


Андрей Пономарёв
Генеральный директор МФО Webbankir

Мы первая и единственная компания в России, которая использует Telegram для легальной выдачи займов. Соответствующей услугой пользуются 10–12% наших клиентов, они берут в долг 15–20 млн рублей ежемесячно.

Блокировка Telegram усложнит процесс оформления займов для тех, кто привык делать это в два клика с помощью чат-бота. Но спада обращений не будет. Ущерба бизнесу блокировка, понятно, не причинит. Клиенты перейдут на другие способы подачи заявок — через мобильное приложение, сайт или другие мессенджеры.

Сегодня мы запустили процесс выдачи займов через Viber, который у нашей аудитории пользуется большей популярностью, нежели Telegram. Также планируем начать выдавать займы через мессенджер «ВКонтакте».


О сути конфликта Telegram и ФСБ, который привёл к блокировке мессенджера, читайте в материале «Он взрывает Россию».

Над материалом работал Егор Сонин.

Фотография на обложке: J.C. Burton / Getty Images