Как плюшевый медведь поссорил кинотеатры с Владимиром Мединским
Они обвиняют министра в цензуреКинотеатры идут на конфликт с Минкультом во второй раз в истории российского проката.
17 января стало известно, что министерство культуры решило перенести премьеру британского анимационного фильма «Приключений Паддингтона — 2» на две недели, чтобы он не мешал прокату «Скифа» Сергея Сельянова и «Движения вверх» студии «Тритэ» Никиты Михалкова. Оба фильма сняты при господдержке. Эта анекдотическая ситуация (чиновники испугались плюшевого медведя?) может иметь драматичные последствия для российского кинобизнеса.
Кинотеатры против
В начале недели Минкульт сдвинул премьеру другого западного фильма — «Бегущего в лабиринте». Главный бенефициар этого решения — «Движение вверх».
Глава компании СТВ Сергей Сельянов, продюсер «Скифа», утверждает, что не обращался в Минкульт за помощью. Продюсер «Движения вверх» Леонид Верещагин также отрицает, что он или его партнёры просили перенести «Приключения Паддингтона» или «Бегущего в лабиринте».
Минкульт свои решения пока вообще не комментирует — зато выступила Ассоциация владельцев кинотеатров (в неё входят крупнейшие сети «Формула кино» и «Синема парк»). Она назвала происходящее «грубым вмешательством в хозяйственную деятельность» — свою и прокатчиков.
Ассоциация считает, что министр культуры Владимир Мединский «наносит вред развитию российской киноиндустрии»:
«Мы считаем, что ваша деятельность на посту министра культуры, к сожалению, наносит вред развитию российской киноиндустрии. Вы своими инициативами превратили стандартную госуслугу по выдаче прокатного удостоверения в инструмент цензуры! В то время, как в странах ЕАЭС, например, в Казахстане, услуга по выдаче прокатных удостоверений носит уведомительный характер, она переведена в разряд бесплатных электронных услуг государства, не требующих даже предоставления образцов аудиовизуальных произведений, не говоря уже об установлении дат выхода фильмов в прокат. Сегодня с уверенностью можно заявить, что вы, господин министр, своими решениями вернули госрегулирование киноотрасли во времена советского Госкино!»
Авторы письма просят принять меры премьер-министра Дмитрия Медведева, непосредственного руководителя Мединского. Следующий шаг — жалоба в ФАС.
Бунт в апреле
Кинотеатры идут на конфликт с Минкультом во второй раз в истории российского проката.
В апреле 2017-го «Синема парк», «Каро», «Формула кино», «Киномакс» и другие сети бунтовали против переноса премьеры голливудского блокбастера «Форсаж 8» с 13 апреля на 20-е. Минкульт тогда хотел расчистить неделю для отечественной ленты о покорении космоса «Время первых» Тимура Бекмамбетова и Евгения Миронова.
В апреле кинотеатры добились своего. Удастся ли им это сейчас, предсказать сложно. С тех пор серьёзно изменился ландшафт рынка: бизнесмен Александр Мамут объединил под своим управлением две крупнейшие сети — «Формулу кино» и «Синема парк» (в рамках политики раскрытия информации сообщаем, что ему принадлежит холдинг Rambler&Co, в который входит «Секрет фирмы»).
Не чокаясь
Экс-CEO «Формулы кино» Юрий Кириллов, организовавший апрельский бунт (как это было, читайте здесь), после переноса «Приключений Паддингтона» написал, что «российский кинопрокат скончался»:
«С отменой двух крупнейших иностранных релизов месяца кинопрокат понесёт убытки, которые трудно оценить. Кинопрокат, по моему твёрдому убеждению, — всё! Тенденции будут только нарастать, и теперь те акционеры, кто уже успел продать и уйти в кэш, пьют шампанское. Кто остался, и я с ними заодно, сегодня выпьют за упокой. Водки. Молча, не чокаясь».
Публикацию открытого письма Кириллов называет «половинчатой мерой»:
«Чиновники вполне привыкли к челобитным. Для них это привычный формат диалога. Можно просто промолчать в ответ и не заметить. Либо можно сослаться на какую нибудь-техническую деталь. Например, на то, что прокатчик вовремя не предоставил нужную бумажку, поэтому прокатное удостоверение пришлось отложить. На силу нужно отвечать зеркально силой».
Чего добивается Минкульт
В том, что ручное управление работает, чиновники в очередной раз убедились буквально на прошлой неделе.
Снятая при господдержке спортивная драма «Движение вверх» собрала 1,8 млрд рублей по итогам третьего уикенда и стала самым кассовым российским фильмом в истории. Примерный бюджет фильма — 450 млн рублей.
Успеху «Движения вверх» помогло то, что других потенциально громких премьер во время праздников не было, а в конце декабря 2017-го фильм получил больше сеансов, чем прямые конкуренты.
Даже если кинотеатры и прокатчики отстоят своё право самостоятельно формировать расписание, спокойно жизни у них не будет: в конце года Минкульт представил ещё одну меру поддержки российского кино — налог на иностранное.
UPD:
После выхода материала Минкульт распространил заявление:
«Компания «Вольга» была заранее проинформирована о дате начала проката картины "Приключения Паддингтона – 2" с 1 февраля 2018 года. Прокатное удостоверение на указанный фильм выдано. Несмотря на это, была организована предварительная продажа билетов на даты сеансов, в которые фильм не мог быть показан ввиду отсутствия законных оснований, что является грубым нарушением действующего законодательства России».
Владимир Мединский тоже высказался:
«Прокатчики оперируют эмоциями, а я оперирую цифрами. Я всегда оперирую только цифрами, а не абстрактными криками о цензуре. У нас кого ни тронь – все начинают орать о цензуре. Мы будем делать всё в интересах отрасли, российского кино, но не в интересах Голливуда. Каждое наше усилие, в том числе перенос даты, разводка конкурентов, ведет к тому, что растут сборы все».
19 января стало известно, что Минкульт всё же передумал переносить премьеру «Бегущего в лабиринте», а вечером того же дня выдал «Приключениям Паддингтона – 2» прокатное удостоверение со стартом показа 20 января. Таким образом, «мишка раздора» потерял один полноценный день проката, зато выиграл в обширной (и бесплатной) рекламной кампании.
Важные новости и лучшие тексты «Секрета фирмы» — в нашем Telegram-канале. Подписывайтесь!
Фотография на обложке: «Вольга»