Роботам-коллекторам запретят притворяться людьми
Во время звонка из банка, коллекторской компании или микрофинансовой организации (МФО) оператор будет обязан сказать, кто он — робот или живой сотрудник. Об этом сообщил РБК со ссылкой на проект поправок в закон «О взыскании», который разработал Минюст. Документ одобрили на заседании правительственной комиссии 9 августа. Проект разрабатывается с 2019 года, но долго не получал одобрения комиссии. Изменения заработают с 1 января 2024 года.
По данным издания, роботы обзванивают должников уже несколько лет, однако на законодательном уровне это никак не регулируется. С 2024 года звонок от приравняют к взаимодействию с живым коллектором. На роботов начнут распространяться те же правила — звонки в рабочие дни после 22:00 и до 08:00, а также в выходные с 20:00 до 09:00 будут запрещены. При этом звонить можно будет не чаще одного раза в сутки, двух раз в неделю и восьми в месяц.
Должник будет узнавать, что ему звонит робот, только в конце звонка — большинство отказываются вести беседу с искусственным интеллектом, предполагает глава Национальной ассоциации профессиональных коллекторских агентств (НАПКА) Эльман Мехтиев.
Что ещё нужно знать
Из документа следует, что ограничения на частоту и время рассылки также будут касаться сообщений в соцсетях и мессенджерах. Более того, россиянам хотят дать право отказаться от взаимодействия с коллекторами, направив заявление через электронную почту. Сейчас это можно сделать только через заказное письмо в организацию.
Нововведение также позволит должнику общаться с коллекторами только через адвоката. При этом финансовые организации будут обязаны прервать все контакты в случае кредитных каникул.
Расширяется и роль «Госуслуг». К примеру, через портал должник сможет дать согласие на контакты при сборе задолженности. В то же время взыскатели смогут отправлять через него уведомления, но не чаще двух раз в месяц.
Закон разрешит МФО говорить клиентам о последствиях невозврата долга, однако вводить их в заблуждение о передаче дела в суд всё ещё нельзя. Также власти решили заметно сократить срок, в течение которого кредиторы должны сообщать клиентам о передаче или продаже долга, с текущих 30 до 5 рабочих дней.
Ранее банки, микрофинансовые организации и коллекторские агентства пожаловались на отказы приставов взыскивать с россиян долги. По их словам, отчисления от физлиц упали от половины до трети по сравнению с аналогичными периодами 2021 года. Организации жалуются на то, что служба судебных приставов фактически остановила работу. Это может быть связано с тем, что приставы воспринимают некоторые банки как нерезидентов и блокируют им переводы в рамках контрсанкций.
Фото: Unsplash, Unsplash License