secretmag.ru
Опубликовано 11 января 2022, 19:51
5 мин.

«Все в шоке». Как российский бизнес в Казахстане пережил волну беспорядков

Ущерб бизнесу от беспорядков в Казахстане оценивается более чем в $200 млн (15 млрд рублей). Часть этой суммы приходится на российские компании — у многих работают филиалы в этой центральноазиатской республике. «Секрет фирмы» узнал у таких организаций, как они оценивают потери и какие проблемы свалились на них из-за сурового казахстанского бунта.

«Все в шоке». Как российский бизнес в Казахстане пережил волну беспорядков

Сетевые компании

Новосибирская фирма Fit Service с 2019 года открыла 14 автосервисов в 9 городах Казахстана. Ни одна из точек от мародёров не пострадала. Тем не менее компания оценивает ущерб от событий начала января минимум в 7 млн рублей, рассказал сооснователь компании Данил Соловьёв.

«После отключения интернета сразу же всё перестало работать — телефонная связь, эквайринг, система автоматизации. Проблемы начались начиная с первого рабочего дня (3 января) и продолжаются вплоть до сегодняшнего дня», — рассказал топ-менеджер.

По его словам, из-за перебоев с интернетом компании пришлось ограничить часы работы. При этом наблюдается резкий спад клиентской активности. «Все люди в шоке, не знают, что будет завтра, переходят в режим максимальной экономии — и всё это, безусловно, сказалось на бизнесе», — подчеркнул Соловьёв.

Сооснователь Fit Service добавил, что события не повлияют на планы по развитию в Казахстане — компания намерена открыть несколько новых СТО в 2022 году в этой стране.

Сервис вызова такси «Максим» присутствует в Казахстане с 2014 года, сейчас услугами сервиса можно воспользоваться в 17 городах страны. В Петропавловске находится партнёрский контакт-центр для приёма заказов по телефону. Он и офисы компании не пострадали, но из-за перебоев с интернетом и телефонной связью в городах страны с 6 января пользователи не могли создавать и получать заказы, рассказали в пресс-службе компании. Например, сейчас по телефону стабильно принимаются заказы только с 10 до 13 часов.

«Выручка сервиса — это комиссия с выполненных заказов, количество которых резко сократилось с 6 января. Сумму прямых финансовых потерь компании в Казахстане ещё предстоит оценить», — отметил представитель «Максима» Павел Стенников. Он добавил, что компания также не планирует пересматривать свою стратегию развития в регионе.

Вечером 10 января стало известно, что в Казахстане застрял миллиардер и совладелец компании «Технониколь» Игорь Рыбаков. Директор казахстанского подразделения компании торговой сети Аскар Иманмадиров рассказал «Секрету», что структурное подразделение работает с 2004 года, а торговые отделения с необходимой инфраструктурой открыты в 9 городах.

Торговой сети повезло: протесты проходили в той части Алма-Аты и других городах, в которых у неё нет складов и офисов. Но в результате беспорядков были простои, «благодаря» которым «Технониколь» потеряла 15–20% от месячной выручки, сообщил Иманмадиров.

Главная проблема сети всё та же — в Алма-Аты, Актобе, Семее, Оскемен и Актау интернет пока доступен по полдня. «В связи с этим мы изменили график работы в этих городах с 8:00 утра до 13:00, чтобы увеличить количество времени на обслуживание клиентов. Ожидаем, что ограничение интернета завершится 17 января и мы начнём работать в штатном режиме», — добавил Аскар Иманмадиров.

«Все в шоке». Как российский бизнес в Казахстане пережил волну беспорядков

Логистические компании

У представителей этого сегмента свои трудности. «Из-за ограничения движения транспорта между городами были срывы сроков доставки, — сетуют в пресс-службе компании СДЭК. — Внутри городов, где не работали АЗС, мы не могли доставлять посылки курьерами. Не работала безналичная оплата».

В Алма-Аты пункты выдачи заказов в торговых центрах так и не работают, а некоторые пункты в связи с ограничениями работы интернета открыты только до 15:00, добавили в компании. Сотрудники и посылки не пострадали, утверждает пресс-служба.

«Груза из России в Казахстан по-прежнему много, снижения не почувствовали, — возможно потому, что часть заказов оформлена в конце прошлого года и как раз попала на доставку в праздничные дни», — добавили в СДЭКе.

Приостановление работы аэропорта Алма-Аты стало проблемой для компании COREX Logistics. «Для себя мы нашли альтернативные варианты работы: к примеру, прибытие грузов в аэропорт Нур-Султана и далее их доставка автотранспортом в регионы», — говорит руководитель казахстанского офиса Наталья Андриевская. — Постепенно приходит в норму работа электронных систем таможенного регулирования. Это важный элемент полноценной работы логистической компании. По сути, как только мы получим стабильный выход в интернет во всех регионах страны, многие сложности будут исчерпаны».

Транспортная компания ПЭК для защиты сотрудников 5 января приостановила работу обоих своих офисов в Казахстане, в Нур-Султане и Алма-Ате. Первый снова заработал 11 декабря, второй отроется 12-го, сообщил дивизиональный директор ПЭК Артем Осетров.

«Отделения в Казахстане, к счастью, не стали объектами для мародеров, — отметил он. — Оценить ущерб от падения объемов из-за приостановления работы мы сможем к концу января».

Производители и другие

Промышленные компании также не фиксируют ущерба для собственной инфраструктуры. «Все наши предприятия в Республике Казахстан работают в обычном режиме», — ответили в пресс-службе компании «Полиметалл» (владеет двумя крупными активами с месторождениями руды: Кызыл и Варваринский хаб).

«"ЭФКО-Алматы" столкнулось со сложностями в части логистики и ЖД-перевозок, задержек банковских платежей, перебоев со связью, доставки рабочих на завод. Мы считаем, что все они носят временный характер, — заявили в пресс-службе российского производителя спецжиров и маргарина. — Ситуация в стране понемногу нормализуется. Завод продолжает работу в штатном режиме».

Среди опрошенных «Секретом» предпринимателей некоторые считают, что январские события станут импульсом для развития их бизнеса в Казахстане.

«Ожидаем, что будут запущены обозначенные президентом Казахстана процессы трансформации и запрос на наши услуги по эффективной организации и автоматизации продаж в Казахстане только вырастет», — заявил партнёр консалтинговой компании Vessna Kft Андрей Третьяков.

Оптимистичен и президент ГК «Салюс» (член финансово-банковской ассоциации стран участников Евроазиатского сотрудничества) Егор Иванков. В Казахстане он с 2016 года, зарегистрировал там два юрлица — брокера с биржевой лицензией и дочку основной компании «Салюс-Казахстан».

«В связи с тем, что проект создавался как интеграционный в рамках работы Евразийской экономической комиссии, текущие события, скорее, помогут в дальнейшем развивать интеграцию. В системе товарно-денежного обмена очень много "надстроек", а текущие обстоятельства очистят пространство для легального бизнеса, — надеется Иванков. — Аналогичная ситуация происходит и с инфраструктурными проектами: за последние годы эту нишу монополизировали, и развитие территорий было с явными диспропорциями. Достаточно подсчитать, сколько денег было вложено в Астану (Нур-Султан). Происходящие события откроют рынки, позволят гарантированно защитить вложенный капитал и, скорее, усилят интеграцию стран ЕАЭС».

10 января президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев заявил, что в целом экономический ущерб от беспорядков в Казахстане может составить $2–3 млрд. Ранее в Национальной палате предпринимателей «Атамекен» последствия протестов оценивали в $200 млн — но эта цифра касалась исключительно бизнеса. Больше всего пострадал бизнес Алма-Аты. На этот город пришлось 99% всех потерь. И восстановление деловой активности здесь займёт больше времени.