Опубликовано 11 апреля 2023, 23:08
3 мин.

Повторяем за Кридом и Gucci? Россиянам рассказали, что грозит за названия в честь брендов

В воскресенье, 9 апреля, музыканты Егор Крид и Тимати вместе с ресторатором Антоном Пинским открыли на столичном Арбате Gucci Cafe. Открытие точки с таким названием ожидаемо вызвало споры и рассуждения о том, можно ли теперь другим предпринимателям так же вольно обходится с популярными брендами. Старший юрист FTL Advisers Светлана Иванова объяснила «Секрету», как подобные шалости расценивает российское законодательство — и суд.

Что произошло

Заранее было известно, что с Gucci Крид, Тимати и Пинский не договаривались — ещё до открытия пресс-служба модного дома подчёркивала, что кафе от музыкантов не имеет отношения к товарным знакам Gucci. Никакого согласия или разрешения на открытие и управление рестораном бренд тоже не давал и пообещал принять меры, если его права всё же будут нарушены.

Тогда рестораторы решили схитрить — и перевернули вывеску, которая теперь гласит Efac Iccug. Так же называются официальные страницы кафе в социальных сетях. Тимати утверждал, что подобная уловка поможет, поскольку связь между модным домом и кафе доказать не получится.

Какую роль играют торговые знаки

По мнению старшего юриста FTL Advisers Светланы Ивановой, на вопрос, действительно ли открытие Gucci Cafe нарушает права итальянского бренда, нельзя дать однозначный ответ.

Светлана Иванова
старший юрист FTL Advisers

В-первых, необходимо внести ясность в определения, используемые в СМИ и в законодательстве. Такого понятия, как торговая марка, в российском законодательстве не содержится. Регистрация, а, соответственно, и соответствующая правовая защита, предоставляется торговым знакам, что подтверждается выдачей соответствующего свидетельства. Свидетельство же, в свою очередь, выдаётся в отношении определённых товаров.

Так, если обратиться к открытым реестрам, то товарный знак Gucci зарегистрирован в отношении пяти классов товаров: 5 (препараты для очистки воздуха, дезодоранты, различные медицинские приспособления), 9 (электроника), 16 (различные упаковочные изделия, изделия из бумаги, штампы, авторучки, литеры и буквы и пр.), 18 (сумки и производные принадлежности), 25 (одежда, обувь, головные уборы).

Как видно, никаких продовольственных товаров в данном перечне нет. Более того, охрана товарного знака Gucci в отношении деятельности кафе и ресторанов прекратилась в 2019 году, т.е. по формальному признаку однородности товаров, создатели кафе имеют право обратиться за регистрацией Gucci Cafе в Роспатент.


Причём тут коммерческие обозначения

Однако товарные знаки — это ещё не всё. В Гражданском кодексе РФ есть понятие коммерческого обозначения. Оно тоже выступает объектом интеллектуальных прав, которым положена защита, не требующая при этом регистрации. Это обозначение используют для «индивидуализации товаров и услуг», которые производят компании или ИП. Исключительное право на такое обозначение принадлежит правообладателю, если у обозначения есть отличительные признаки, а само оно известно людям.

Светлана Иванова
cтарший юрист FTL Advisers

Несомненно, Gucci как коммерческое обозначение широко известно потребителям. Также использование коммерческого обозначения не должно вводить в заблуждение потребителей относительно его принадлежности определённому лицу, то есть не должно быть похоже на уже существующее коммерческое обозначение до степени смешения. В случае признания нарушения исключительных прав на коммерческое обозначение такое использование должно быть прекращено.


Как определяют степень смешения

Для этого изучают несколько признаков:

  • графическое изображение (похожий шрифт, цвета, расположение элементов);
  • звуковое совпадение (совпадение слогов, похожий состав гласных и согласных звуков и так далее);
  • смысловое совпадение (сходные ассоциации, однокоренные слова или схожий смысл).
Светлана Иванова
cтарший юрист FTL Advisers

В практике рассмотрения споров по вопросам использования сходных до степени смешения товарных знаков и коммерческих обозначений существуют споры, где степень смешения определялась на основании только двух-трёх признаков, например, а основании близкого звучания товарных знаков и совпадения нескольких букв в одинаковой последовательности. Вероятно, чтобы избежать таких рисков, Пинский предпринял хитрый ход, перевернув надпись Gucci Cafe.

Тем не менее, в подобных спорах, связанных с использованием индивидуализирующих обозначений, интересен тот факт, что вопрос о сходстве до степени смешения может быть разрешён судом с позиции рядового потребителя и специальных знаний не требует. Помимо этого, для признания сходства обозначений уже достаточно самой опасности, а не реального смешения обозначений в глазах потребителя.


В результате суду может быть достаточно, например, смыслового и фонетического сходства названий, даже если логотипы двух брендов разных цветов, а в словах разное количество слогов. Так что если спор о Gucci всё же возникнет, то разрешать его будет суд — на основании своих убеждений потребителя.