09 сентября 2021, 12:14
2 мин.

Что такое CustDev. Объясняем простыми словами

CustDev (от англ. customer development — «развитие клиента») — тестирование востребованности разрабатываемого продукта или гипотезы с помощью обратной связи от потенциальных клиентов.

Что такое CustDev. Объясняем простыми словами

Чтобы после запуска проекта не оказалось, что продукция или услуги никому не нужны, можно заранее оценить, решают ли они проблемы клиентов. Этот подход, таким образом, ставит на первое место потребность клиента и отталкивается от неё.

Как это работает, в одном из материалов «Секрета» рассказал на конкретном примере руководитель программы акселератора «Спринт» Эдуард Шумаков:

«...ребята на протяжении нескольких месяцев разрабатывали сервис для непрофессиональных спортсменов с афишей мероприятий, возможностью выбрать тренера и т. д. Они верили, что их ЦА — люди, которые никогда не занимались спортом. Но, когда трекер (специалист, отвечающий за организационную поддержку команды стартапа в рамках процесса акселерации. — Прим. «Секрета») заставил их пойти и поговорить с этими людьми, выяснилось, что хоть с приложением, хоть без него спортом они заниматься не будут».

Пример употребления на «Секрете»

«Выбирая между готовым продуктом в первой версии и MVP (минимально жизнеспособный продукт, первый прототип продукта), мы выбрали второе. Это позволило нам развивать проект в соответствии с обновляющимися требованиями первых корпоративных пользователей, проводя CustDev одновременно с доработкой продукта».

(Предприниматель Андрей Пометун — об истории своего стартапа Selvery.)

История

Этот подход придумал предприниматель из Кремниевой долины Стив Бланк и изложил его в книге «Четыре шага к озарению», вышедшей в 2003 году. «В офисе нет фактов, выходи на улицу», — писал он, имея в виду, что гипотезы надо сразу проверять на людях.

Нюансы

У метода есть свои преимущества и недостатки. С одной стороны, он уберегает от ошибок и излишних расходов, позволяет увидеть реальные проблемы клиента и обходится недорого. С другой — замедляет запуск бизнеса, не позволяет сохранить идею в тайне и не подходит для социальных проектов.

Практика

Также обычно метод применяется на двух этапах развития продукта: сначала на этапе проверки существования проблемы («действительно ли есть та проблема, которую мы планируем решать») и далее, если такая проблема обнаружена, то на этапе проверки разрабатываемого компанией решения («действительно ли наш продукт подходит для решения данной проблемы»).

Статью проверил:

Мнение эксперта
Михаил Карпов
CEO и сооснователь ProductStar

Новости партнеров