Российский стартапер довёл себя до комы из-за стресса. Как избежать его ошибок

16 октября в 16:28
История пользователя

Мне было 23 года. Я вёл успешный бизнес и многое успел. Но у меня не было опыта кризисных переговоров и решения проблем. Я всё принимал близко к сердцу и во всём считал себя виноватым. И грянул гром.

Статью прислал наш читатель
Павел Гужиков
основатель проекта «Деньги вперёд»
Станьте автором «СФ», поделитесь своей историей!
Напишите нам

Как всё начиналось

В 2009 году мы с партнёром начали разрабатывать проекты для банковской сферы. Создали продуктовую компанию — аутсорсинг со своей разработкой. Довольно быстро удалось заключить контракты с несколькими крупными банками, для которых мы разрабатывали интернет-банкинг, интерфейсы и смежные продукты.

Через несколько месяцев после старта мы вышли на весьма приличные обороты. Помогали как банкам федерального значения, так и небольшим компаниям. Работы было много, но мы успевали экспериментировать и создавать побочные продукты, предлагая их своим клиентам. Выручка компании постоянно росла, увеличивалось и количество партнёров.

Первые признаки кризиса

Всё шло отлично, пока не возникло сразу несколько проблемных моментов:

  • Бизнес и организационные процессы были не отлажены. На тот момент у нас не было опыта управления командой, продуктом и проектами, поэтому, когда начался рост, эффективность и качество стали падать.
  • Многие договорённости мы заключали на словах. Мы мало работали с документами, часто не обращали внимания на важность подписания документов, отчётности, фиксирования выполненных работ и т. п.
  • Важные процессы были замкнуты на одном человеке — моём партнере, техническом директоре. Он писал код и делал это качественно, но всё же это был один человек, а не команда. Так что он стал незаменимым и превратился в «бутылочное горлышко», что порой тормозило работу.

Поэтому, когда у ключевых сотрудников возникли трудности личного характера, стали страдать бизнес-процессы. Срывались сроки, и, разумеется, многим заказчикам это не нравилось.

Партнёры стали на нас давить. А поскольку я был главой компании, то основная часть этого давления приходилась на меня. Конечно, это были не просто контрагенты, а крупнейшие компании с целой армией юристов.

Как я впал в кому

В 2012 году я постоянно находился в состоянии сильнейшего стресса, психическое напряжение нарастало очень быстро. Когда у меня заболела спина и ноги, врач выписал обычный парацетамол. Природа проблемы была психосоматическая, поэтому лекарство не помогло.

Однажды, в очередной раз сидя в поликлинике, я забыл, как меня зовут. Точнее, перестал видеть смысл в словах. На этом воспоминания обрываются. Следующий кадр — койка в больнице, трубки, ИВЛ и что-то ещё. Позднее врачи мне объяснили, что я был в коме, из которой вышел через пять дней.

Внятного диагноза мне так никто и не поставил, и даже в выписке его не было. Единственное, что было по делу, — подозрение на энцефалопатию.

Выйдя из этого состояния, я начал восстанавливаться, и достаточно быстро: примерно за две недели удалось снова почувствовать себя живым. Многим я обязан друзьям, которые нашли хороших профессионалов — лечащих врачей, реаниматологов и инфекционистов, — и те оказали качественную помощь.

К сожалению, проблемы, о которых говорилось выше, никто не решил: долги только увеличились, партнёры всё так же требовали выполнения обязательств и финансовых выплат согласно договорам. С кем-то из клиентов удалось договориться, убедить немного подождать, кто-то обратился в суд. Я ничем помочь не мог, поскольку на тот момент был фактически разорён.

Каждое утро я просыпался и вспоминал о проблемах, пытался найти выход, но безуспешно. Воспринимал ситуацию как трясину, в которую уже погрузился с головой.

Как я выходил из этого состояния

Шёл 2014 год. Я понемногу стал гулять. Мой друг стал брать меня с собой на встречи по его текущим проектам. Я ездил вместе с ним по городу, заново ловя ритм деловой жизни, общаясь потихоньку с людьми и пытаясь придумать интересную идею для нового бизнеса. Понимал, что очень крупный проект создать не получится — на тот момент это было проблематично.

В итоге решил для себя, что каждый день буду просыпаться и делать маленький шаг, а не думать о «трясине». Просыпаясь утром, намечал себе какое-то небольшое дело, решение небольшой задачи. Стало ясно: если действовать последовательно, то удастся решить если не все из них, то хотя бы самые крупные и важные.

После комы мозг словно перезагрузился. Я снова был в состоянии не только решать проблемы, но и заниматься дополнительными проектами. Сначала небольшими, затем более солидными. Помогло и общение с близкими — я получал только положительные эмоции.

Шаг за шагом я восстанавливал репутацию. Собирал команду, вводил в работу новые продукты и предложения для клиентов. Осознал ошибки и поменял отношение к административным вопросам и работе с документами. Теперь все эти вопросы решались точно и в срок.

Сложности помогли понять, что какие бы хорошие отношения у главы компании-исполнителя бы ни были с заказчиком, документооборот и административные операции никто не отменял. У банков есть совет директоров, акционеры, которым не нужны риски и которые оценивают работу по KPI без всякой эмпатии. Только бизнес — ничего личного.

«Маленькие шаги» утром помогли понять, как идти дальше. Так я прошёл к сервису Worki, который быстро развивался и в конечном итоге его купил Mail.ru. Он стал незаменимым звеном для создания следующего сервиса — «Деньги вперёд» (кейс о проекте читайте здесь. — Прим. «Секрета»).

Что делать, если вы попали в похожую ситуацию?

Я много размышлял над причинами, которые повлекли за собой кризис. Не меньше я думал и о том, что помогло из него выйти. Мне хотелось понять, как можно разобраться с личным кризисом быстрее, чем получилось.

Для себя я сформулировал несколько важных выводов, которые, надеюсь, помогут и читателям:

  • Работать нужно лишь с теми людьми, которым вы как предприниматель подсознательно доверяете. Если интуиция подсказывает, что что-то не так, лучше отложить сотрудничество.
  • Старайтесь делать всё, что от вас зависит, в любой ситуации — в бизнесе или личной жизни. А вот переживать по поводу какой-то проблемы или вопроса, повлиять на которую вы не в состоянии, ни в коем случае нельзя. Это просто истощит вас эмоционально и физически.
  • Старайтесь искать стимулы для дальнейшего продвижения. Мысли и тревоги о беременной жене помогли мне быстро восстановиться после комы, а рождение дочери подтолкнуло меня к запуску нового проекта.
  • Делитесь своим опытом с другими людьми. Однажды вы кому-то поможете, а потом кто-то поможет вам. Мир тесен, и особенно мир предпринимателей.
  • Если не знаете, что делать, в условиях неопределённости — двигайтесь во всех направлениях: какая-то из ваших активностей в конечном итоге «выстрелит».
  • Если появляются проблемы, пусть и очень сложные, решайте их постепенно, не хватайтесь за всё сразу. В противном случае, не справившись, вы решите, что попали в тупик. Только уверенность, настойчивость и неутомимость помогут прийти к успеху.
  • Учитесь доверять и открываться, даже если кажется, что это унижает вас в чужих глазах — истинно близкие люди и семья поймут, примут и поддержат.
  • Любые переговоры можно повернуть в нужное вам русло. Не бойтесь обсуждать — всем нужно решение, а не дополнительный конфликт. Главное — понимать мотивы и цели человека напротив.

Фото: СС0

Поделитесь историей своего бизнеса или расскажите читателям о вашем стартапе