«Яндекс» раскрыл властям данные тысяч своих пользователей

«Яндекс» впервые раскрыл подробности взаимодействия с госорганами. Власти России и других стран запрашивают у IT-компании информацию о пользователях сервисов. По собственной статистике компании, около 84% таких запросов выполняется.

«Яндекс» раскрыл властям данные тысяч своих пользователей

Подобный отчёт о прозрачности (transparency report) отечественный интернет-гигант выпускает впервые. Согласно данным «Яндекса», за первое полугодие 2020 года госорганы, в числе которых значатся МВД, ФСБ и другие силовые структуры, направили в компанию более 15 300 обращений. 84% из них (около 12 900 запросов) «Яндекс» удовлетворил, а в остальных случаях отказался предоставлять данные.

Больше всего запросов поступало в отношении пользователей сервисов «Яндекс.Паспорт» и «Яндекс.Почта» (ключевые сервисы для управления аккаунтом в «Яндексе»). Как пояснили в компании, зачастую такие запросы связаны с использованием одного из сервисов «Яндекса» для мошенничества.

Доступ к содержимому ящика в «Яндекс.Почте» компания предоставляет только по судебному решению, ограничивающему право россиян на тайну переписки, подчеркнули представители «Яндекса». Впрочем, получить такое судебное решение для силовиков не очень сложно. За 2019 год в российские суды поступило 514 700 обращений об ограничении тайны переписки от правоохранительных органов, из которых 514 100 суд удовлетворил.

На втором месте по уровню интереса со стороны госорганов находится «Яндекс.Такси». За полгода ведомства направили «Яндексу» 5200 обращений с просьбой предоставить данные о передвижениях пользователей этого сервиса. 4100 из них компания выполнила, хотя в большинстве случаев это были минимально необходимые данные вроде номера автомобиля и имени водителя.

На остальные сервисы компании пришлось всего 1200 запросов от госорганов, из которых «Яндекс» удовлетворил более тысячи.

В пояснительном сообщении к докладу сказано, что «Яндекс» вынужден выдавать данные пользователей в рамках российского законодательства. При этом компания рассматривает только те обращения, которые пришли по официальным каналам и соответствуют всем формальным требованиям. Запросы, не соответствующие требованиям закона и приходящие по неофициальным каналам (телефон, электронная почта), отклоняются, подчёркивается в отчёте. Представитель «Яндекса» Илья Грабовский пообещал, что документ со статистикой запросов отныне будет публиковаться каждые полгода.

Сделать вопрос взаимодействия с госорганами более прозрачным российский интернет-гигант решился после разразившегося в марте скандала вокруг передачи данных пользователей «Яндекс.Такси» силовикам. Информация об этом всплыла в рамках расследования резонансного дела журналиста Ивана Голунова. Как удалось выяснить изданию Baza, обвиняемые по этому делу сотрудники МВД получили данные об адресе проживания и перемещениях Голунова, запросив историю его поездок в «Яндекс.Такси». В сервисе признали это, но заявили, что пошли на это «ради спасения жизней», получив официальный запрос.

Согласно российскому законодательству, правоохранительные органы могут запросить информацию о пользователях у любой компании. У тех, кто входит в реестр организаторов распространения информации, есть дополнительные обязательства по взаимодействию с силовиками. Полномочия запрашивать данные есть у ФСБ, МВД, Следственного комитета, Федеральной антимонопольной службы, Федеральной таможенной службы, прокуратуры и судов.

Фото: depositphotos.com/kapustin_igor

У «Секрета фирмы» есть канал в Telegram. Подписывайтесь!

Новости партнеров