В России предсказали банкротство грузовых компаний из-за санкций
Индекс грузоперевозок FTL.РФ, который отражает изменение тарифов на автоперевозки по 100 популярным направлениям в России, к 1 июня снизился на 13,2%, до 1141 пункта, по сравнению с 1 марта. Например, тариф на маршруте Санкт-Петербург — Москва подешевел на 34,3%. Цена за километр достигла 33,3 рубля. Это может привести к росту убытков грузовых компаний и всплеску их банкротств, считают эксперты.
Падение тарифов почти не оставляет возможностей для развития, заявил РБК Фаиль Шигабутдинов, глава грузовой компании GLT, в парке которой более 1300 автопоездов.
Ставки упали прежде всего из-за изменения всей логистической системы страны после начала военной операции на Украине. Евросоюз запретил российским фурам въезжать на территорию европейских стран. Это «практически поломало всю логистику в стране», поэтому Москва вынуждена искать новые транспортные коридоры, говорил в мае министр транспорта Виталий Савельев.
По данным Ассоциации международных автоперевозчиков, около 3100 российских компаний с парком на 45 000 автопоездов занимались доставкой грузов в ЕС. Теперь большая их часть начала работать только на рынке России. Таким образом они создали дополнительное предложение, которое вызвало падение цен.
Основатель онлайн-экспедитора Deliver Данил Рудаков рассказал, что сейчас на российском рынке зафиксирован избыток транспорта. Если раньше на 1 млн машин приходилось 300 000 ежедневных погрузок, то сейчас на 1,1 млн машин — 180 000 погрузок, заявил Рудаков.
«Баланс спроса и предложения не достигнут, есть вероятность дальнейшего снижения тарифов, рынок не достиг дна», — предупредил руководитель направления по работе с перевозчиками компании «Обоз» Валентин Кульев.
Больше всего спад ощутим в западной части России, где страна граничит с ЕС, отметили эксперты. По словам Рудакова, тарифы на перевозки из Москвы просели примерно на 40–50%. В апреле цена рейса 20-тонного рефрижератора из Москвы в Новосибирск упала с 200 000 до 150 000 рублей, сообщил он.
Однако это не единственная проблема грузовых компаний. В России также растёт себестоимость перевозок и появилась проблема с обновлением парка, так как многие автомобильные компании приостановили работу в РФ из-за спецоперации. Кульев считает, что в стране заметно сократится количество мелких перевозчиков (ИП и самозанятых), которым будет выгоднее уйти в наём.
9 апреля Евросоюз перестал пускать грузовые машины, зарегистрированные в России и Белоруссии. Мера вошла в пятый пакет антироссийских санкций. Как сообщила Федеральная таможенная служба (ФТС), пока что ограничение не коснулось грузоперевозок фармацевтических, медицинских, пищевых и сельскохозяйственных товаров. Кроме этого, с 16 апреля Совет Европы обязал всех белорусских грузоперевозчиков вывести с территории ЕС весь автотранспорт.
Фото: Pexels, Pexels License