В России не хватает газа для газировки
Производители газированных напитков в России столкнулись с нехваткой углекислого газа. Об этом сообщил «Коммерсант». Нехватка произошла из-за трансформации российского рынка газированных напитков в связи с сокращением присутствия в России Coca-Cola и PepsiCo. Дефицит ингредиента оценивается в 10–20% и может привести к сокращению ассортимента.
Проблемы с закупкой углекислого газа (СО2) начались в конце мая — начале июня, пока его нехватка оценивается в 10–15%.
По словам собеседника издания на крупном производстве, трудности с закупками подтверждаются каждый месяц. Проблема может стать серьёзной, если ситуация не разрешится, сказал он.
Из-за пандемии ещё в 2020–2021 годах часть выпуска углекислого газа переводили под производство медицинского кислорода, что привело к сокращению запасов CO2 на рынке, рассказал президент Союза производителей соков, воды и напитков («Союзнапитки») Максим Новиков. Сегодня производители напитков из-за дефицита упаковки стали переходить на тару большего объёма, что приводит к росту расхода CO2 на 1 л продукции, добавил он.
«Союзнапитки» оценили нехватку углекислого газа у участников рынка в 10–20%.
Гендиректор МПБК «Очаково» Юрий Антонов рассказал, что последние 2 недели компания испытывает «критический дефицит» углекислого газа и вынуждена корректировать производственную программу.
В «Очаково» рассказали, что стараются обеспечить свои потребности в СО2 в большей степени за счёт собственного газа, полученного в процессе брожения. В «Черноголовке» сообщили, что в зоне риска в июле окажется 15–20% газированных напитков, если недостаточное количество CO2 не получится купить.
Сейчас российский рынок газированных напитков перераспределяет доли из-за желания больших международных компаний уйти из РФ. По данным NielsenIQ, с января по март доля локальных марок газированных напитков выросла с 12,7% до 15,1%.
Российские производители также продолжают расширять ассортимент. Например, «Черноголовка» в конце июня хочет запустить линейку Fantola Cola, Fantola Citrus и Fantola Lime.
В пиковые сезоны производители газировки уже сталкивались с нехваткой CO2, рассказал один из основателей Famous Amazing Brands (напитки Vanilla Flight и Anarchy) Антон Стельмаков. Фирмы обычно работают без запасов, потому что не строят специальные хранилища для углекислого газа. С его дефицитом предприятия могут выпускать больше негазированных напитков, добавил он.
Ситуация с недостатком газированных напитков может усугубиться, когда в центральной части страны наступит жаркая погода и спрос на газировку вырастет, добавил Максим Новиков.
Углекислый газ — побочный продукт при производстве удобрений, поставки которых на внешние рынки стали сокращаться из-за кризиса, рассказал другой источник. Он отметил, что в других отраслях также мог вырасти спрос на СО2.
При этом собеседник издания одного из крупнейших производителей химии заверил, что дефицита углекислого газа в России нет.
Ранее сообщалось, что швейцарская Coca-Cola HBC и её российские клиенты «находятся в процессе опустошения запасов». Как только они закончатся, компания больше не будет продавать кока-колу или другие бренды Coca-Cola Company в России.
PepsiCo же решила поставлять в РФ новые лимонады. Они должны заменить на рынке такие популярные марки, как Pepsi, Mirinda и 7Up.
Тем временем агрохолдинг «Мираторг» вложил около €4 млн в производство прохладительных напитков в рамках импортозамещения. Компания планирует выпускать собственные лимонады, морсы и холодный чай.