secretmag.ru
Опубликовано 28 июля 2022, 20:51
4 мин.

В Госдуме разошлись во мнениях по поводу налога в 30% для уехавших россиян

Минфин подготовил законопроект, который поднимает НДФЛ для уехавших за границу россиян до 30%. Сейчас, если гражданин, работающий на российскую компанию, живёт за рубежом более 183 дней, то она не платит за него налог. При этом есть мнение, что идея министерства — это попытка остановить «утечку мозгов». «Секрет фирмы» попросил депутатов Госдумы оценить инициативу Минфина. В «Единой России» и «Справедливой России» её поддержали, а в ЛДПР раскритиковали.

В Госдуме разошлись во мнениях по поводу налога в 30% для уехавших россиян

Минфин предложил приравнивать вознаграждения российских сотрудников, работающих за рубежом, «к доходам от российских источников». Заработки уехавших должны облагаться налогами, даже если у гражданина нет российского налогового резидентства, считает министерство. Если законопроект примут, с доходов нерезидентов будут удерживать 30% НДФЛ вместо 0%, сказали изданию The Bell в консалтинговой компании Б1 (бывшая EY).

Адвокат Калой Ахильгов заявил, что основная причина законопроекта — политическая. «На мой взгляд, у этой инициативы есть не только экономическая, но и политическая составляющая. Нечего уезжать из страны. Будут знать», — написал он в своём Telegram-канале.

С ним согласен и партнёр Б1 (бывшая EY Russia) Антон Ионов. «Уйти от выполнения правила будет крайне сложно, и теперь сотрудники будут задумываться, уезжать или нет. Ведь так уменьшается их доход. Возможно, так власти хотят остановить отток кадров. Вряд ли число уезжающих может существенно пополнить казну», — сказал он изданию Forbes.

Мнения депутатов

Представитель фракции «Единая Россия» Артём Метелев согласился с тем, что идея Минфина направлена на удержание специалистов в России, и назвал её нормальной. «Некоторые компании переезжают в другие страны и фактически содействуют утечке мозгов. Да, я думаю, она логична», — сказал «Секрету» депутат.

Он добавил, что если компания работает и зарабатывает в России, то она пользуется всеми возможностями, которые ей даёт государство. «И если её сотрудники сейчас находятся за рубежом, то почему тогда не облагать каким-то налогом. Может, не 30% — наверное, это много», — заявил парламентарий.

Первый зампред комитета Госдумы по международным делам Алексей Чепа напомнил, что все граждане должны платить налоги. Но депутат дал понять, что не считает решение политическим.

«НДФЛ — это основной налог, который платит каждый гражданин, независимо от того, где они зарабатывают деньги. Конечно, человек должен платить налог в России. Это больше экономическое решение», — рассказал он.

Чепа призвал не искать лазейки для ухода от налогов. Также он напомнил, что сейчас российская власть не только ужесточает контроль за IT-сферой, но и предлагает более благоприятные условия. А для некоторых специалистов происходит и снижение налогов.

Депутат из фракции «Справедливая Россия — За правду» Анатолий Вассерман в ответ на вопрос о законопроекте заявил, что уехавшие за границу россияне «выросли и получили образование в нашей стране», а значительную часть расходов тратило на них государство в расчёте на то, что специалисты их потом возместят своим трудом.

«Это не только налог с доходов физлиц, но и объединённый социальный налог. То есть это взносы в пенсионный фонд, фонд обязательного медицинского страхования. Я не уверен, какая доля этих людей вернётся в Россию, но многие из них возвращаются, и РФ приходится тратить на их социальное и медицинское обеспечение. Поэтому это решение мне кажется логичным», — сказал он.

Вассерман добавил, что пока не уверен по поводу конкретных цифр — тут «возможны варианты». Также он напомнил, что с некоторыми странами у России подписаны договоры об избежании двойного налогообложения.

Но есть и другое мнение

Депутат Госдумы от ЛДПР, глава Комитета по труду Ярослав Нилов в беседе с «Секретом» назвал инициативу неоднозначной. Он напомнил, что, когда либерал-демократы предлагали ввести прогрессивную шкалу налогообложения, Минфин всегда выступал против с аргументом, что бизнес уйдёт в тень и начнёт платить серую зарплату. С повышенным налогом для уехавших удалёнщиков Нилов тоже не согласился. По его словам, компании не могут ограничивать права сотрудников на выезд.

«Во-первых, как понять, где находится человек? Вот если он прописан в России, гражданин России, прописан в регионе, у него есть карточка, на которую он получает заработную плату, и он выехал за рубеж, и работает там удалённо, и дистанционный формат Трудового кодекса позволяет ему в этом ключе работать. Каким образом работодатель узнает, где гражданин находится? У гражданина обязанности сообщать работодателю своё местоположение нет, у него есть понятие "удалённая занятость". Во-вторых, где гарантия, что не будут использовать специальные схемы ухода от налога, потому что одно дело — платить 13%, другое — платить 30%?» — задался вопросом Нилов.

Представитель ЛДПР напомнил, что IT — одна из самых дефицитных сфер в РФ и российские айтишники поднимают себе цену. Уехавшему за рубеж специалисту будет без разницы налоговая ставка, потому что сбор платит работодатель. Если компании начнут урезать сотрудников в деньгах, они уйдут к иностранным конкурентам, считает Нилов.

При этом либерал-демократ отказался считать законопроект политическим. «Я думаю, что в данном случае Минфин пытается с учетом современных реалий найти дополнительный источник пополнения бюджета — раз (а НДФЛ — это тот налог, который легко собирается) и применять его в отношении тех граждан, которые действительно сегодня работают в том числе на российскую экономику, но уехали — два», — сказал депутат.

Нилов резюмировал, что в непростых экономических условиях идея Минфина о 30%-ном налоге для уехавших россиян — это дополнительная нагрузка на бизнес.

«Что касается каких-то серьезных ограничений и попыток бороться с выездом за рубеж наших специалистов, бороться нужно совершенно другими способами. Не повышением налогов, не искусственными ограничениями, не созданием напряжённостей и дополнительных барьеров, а созданием механизмов, при которых будут работать и возвращаться работать сюда», — заключил парламентарий.

Фото: duma.gov.ru